Конструкторы «Ижмаша» приступили к разработке платформы для производства автомата нового поколения, который будет принципиально отличаться от автомата Калашникова. Об этом в пятницу на встрече с журналистами сообщил временно исполняющий обязанности гендиректора ОАО «Ижмаш» Максим Кузюк. Новый автомат должен стать существенно легче и точнее. Именно за тяжелый вес и низкую кучность стрельбы одиночными выстрелами критикуют автомат Калашникова.
«Это совершенно новая платформа, где мы с чистого листа будем конструировать новые образцы оружия. Они могут потенциально стать массовыми, либо они могут быть использованы в специальных подразделениях», — цитирует его РИА «Новости». При этом врио гендиректора «Ижмаша» пообещал в ближайшее время представить и модернизированный автомат Калашникова 200-й серии. Сам легендарный автомат был разработан еще в конце Второй мировой войны и с тех пор пережил не одну серьезную модернизацию. «Основными направлениями в этом развитии станут повышение эргономики, удобство эксплуатации, повышение кучности стрельбы», — отметил Кузюк. По словам представителя «Ижмаша», другим направлением 200-й серии Калашникова станет модульность, которая будет позволять менять конфигурацию автомата в зависимости от задач.
«У нас есть армия, сухопутные войска, специальные подразделения, и у всех свои требования. И создать такую платформу, которая будет выполнять различные задачи и цели, — это наша приоритетная задача», — отметил Кузюк.
Конкурс на разработку автомата, который должен был заменить «калашников», был объявлен еще в 1978 году. В 1981 году конкурс получил название «Абакан», а из 12 предложенных вариантов моделей самым удачным сочли автомат, который разработал Геннадий Никонов. Несмотря на то что по точности стрельбы эта модель превосходит автомат Калашникова, он имеет и свои недостатки. У автомата Никонова достаточно сложная конструкция, это затрудняет обучение стрелков. Государственные испытания это оружие прошло в 1991 году и было рекомендовано к принятию в войска. Но распад Советского Союза и финансовый кризис скорректировал эти планы. Официально автомат Никонова был принят на вооружение Российской армией в 1997 году, был назван «Абакан», но не получил широкого распространения. «Никоновский автомат не был доведен до ума. К тому же он остался довольно тяжелым. Первые две пули действительно шли очень кучно, но потом точность стрельбы падала», — отмечает независимый военный эксперт Павел Фельгенгауэр.
«Ижмаш» продолжит работать над проектом «Абакан» на базе автомата Никонова, но замена Калашникову появится не на этой платформе. «Это работа, которая велась на протяжении 15 лет, по увеличению кучности стрельбы. Что мы в результате запустим в производство — будет зависеть от результатов испытаний», — пояснил Кузюк.
Необходимость разработки нового оружия взамен автомата Калашникова давно назрела, уверены эксперты. «То, что Калашников надо менять, — это очевидно», — уверен Фельгенгауэр. С этим согласен и главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, отметивший, что автомат Калашникова разрабатывался еще при Сталине, а с тех пор технологии очень сильно изменились. «Сейчас есть возможность улучшить схему построения автомата. Главной целью должна стать максимальная кучность стрельбы. А точность должна быть обеспечена за счет более удачного оборудования», — отмечает Коротченко. Для запуска в производства нового автомата необходимы и новое оборудование, и принципиально новые компоненты, полагает Фельгенгауэр. «Нужны новые станки, хороший пластик. У нас плохие снайперские винтовки из-за того, что станки плохие. И нужно покупать новые, причем не китайские и не бывшие в употреблении», — отмечает военный эксперт.
С тем, что Россия серьезно отстает от ведущих стран мира в производстве снайперских винтовок, которые производит тот же «Ижмаш», согласен Коротченко. «ФСО предпочитает закупать австрийские снайперские винтовки и пистолеты «Глок», — констатирует главред «Национальной обороны»
При этом он уверен, что «Ижмаш» способен разработать автомат нового поколения, но важную роль будет играть и продвижение этого оружия. «Российская школа огнестрельного оружия достаточно профессиональная. Но руководству «Ижмаша» предстоит доказать, что такой автомат нужен. Надо найти финансирование и правильно презентовать новую модель оружия, так что многое будет зависеть от менеджмента», — отмечает Коротченко.