Минэкономразвития разработал методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти, в которых описана последовательность процедур по работе с обращениями граждан и организаций по фактам коррупции. Основой для проекта документа (есть в распоряжении «Газеты.Ru») послужили ведомственные планы противодействия коррупции, написанные в соответствии с типовым планом противодействия коррупции федерального органа исполнительной власти. Типовой план в сентябре 2010 года был одобрен правительственной комиссией по проведению административной реформы, говорится в преамбуле документа.
Рекомендации описывают, как проверять обращения граждан и организаций с «конкретной информацией» о возможных коррупционных правонарушениях госслужащих — о несоблюдении обязанностей, ограничений и запретов, связанных с госслужбой, требований к служебному поведению, о наличии личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, о возникновении конфликта интересов.
Анонимные обращения и обращения без указания на конкретных лиц и обстоятельства дела предлагается рассматривать как «обычные» и в мониторинге обращений не учитывать.
Жаловаться на чиновников можно по всем каналам связи: письменно (бумажным или электронным письмом), по телефону (на специальные «горячие линии» или «телефоны доверия»), на личном приеме у руководителей или уполномоченных лиц ведомств, с помощью интернет-сайтов ведомств, говорится в рекомендациях.
Кроме того, ведомствам советуют проводить мониторинг публикаций в СМИ открытых писем о фактах коррупции, говорится в рекомендациях. О таких письмах следует докладывать руководству профильного ведомства. Как поступать с такими публикациями дальше, рекомендации не уточняют.
Обращение о коррупции должно быть зарегистрировано в течение трех дней с момента поступления в ведомство, в соответствии с регламентом того или иного ведомства срок может быть уменьшен. Если обращение поступило перед праздниками, его регистрация должна состояться в первый рабочий день после их окончания.
Сообщения о готовящихся или совершенных коррупционных преступлениях рекомендовано направлять на проверку «в возможно короткие сроки», не уточняя какие.
После регистрации обращения рекомендовано подвергать предварительной экспертизе «в целях выявления в них конкретной информации о возможных правонарушениях». Обращения, в которых такая информация найдется, должны незамедлительно передаваться руководителю федерального ведомства или его территориального подразделения, его заместителю или председателю Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих, действующей в ведомстве.
Порядок дальнейших действий с серьезными обращениями определяется специальной резолюцией, в которой определяются исполнители и необходимость особого контроля по факту обращения, говорится в документе. Ответственными за проверку рекомендуется назначать подразделения ведомства по профилактике коррупционных правонарушений.
Направлять обращения в госорган или чиновникам, на которых жалуются заявители, должно быть запрещено, считают авторы рекомендаций.
Уведомление о принятии обращения к рассмотрению должно быть направлено заявителю в течение 5 дней со дня регистрации. У гражданина должна быть возможность получать информацию обо всех стадиях рассмотрения своего обращения по телефону «горячей линии», интернету или на личном приеме у чиновников, ответственных за рассмотрение обращений. Ответственному за проверку обращения также рекомендовано направлять заявителю промежуточные письма об основных этапах работы с обращением.
Решение о проверке конкретных фактов коррупции принимает представитель нанимателя чиновника, на которого жалуются, то есть государственного органа, в котором тот работает. Представитель нанимателя также может принять решение о рассмотрении фактов из обращения на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих.
В случае необходимости по обращению может быть направлен запрос в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, указывают рекомендации.
В ответе заявителю, который готовит ответственный за проверку, должно сообщаться о ее результатах, решениях комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих (если такие были), а также о принятых мерах, в том числе о применении мер ответственности к госслужащему, которого касалось обращение. В то же время в ответе может говориться об отсутствии оснований для проведения проверки и о том, что факты коррупции не подтвердились.
По закону «О порядке рассмотрения обращений граждан» обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня регистрации. Рекомендации разрешают руководителям госорганов устанавливать более короткие сроки. Укороченные сроки проверок должны быть записаны в административном регламенте ведомства, говорится в проекте рекомендаций.
Методические рекомендации мало добавят к существующей практике борьбы с коррупцией: необходимы нормативные акты, а не просто рекомендации, говорит доцент Высшей школы экономики Павел Кудюкин. Целесообразность запрета на проверку анонимных обращений эксперт оценить затруднился: норма, запрещающая рассмотрение анонимок, существует еще с советских времен, напомнил он.
С одной стороны, анонимные сообщения могут содержать действительно важную и нужную информацию, но, с другой стороны, возникает этический риск,
отметил эксперт. Однозначно сказать, стоит ли запрещать их рассмотрение, трудно, говорит Кудюкин.