Контракт между Россией и Францией на поставку двух вертолетоносцев «Мистраль» был подписан в пятницу во время Петербургского экономического форума в присутствии президента России. С российской стороны контракт подписал гендиректор Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин, с французской — глава компании DCNS.
Сумма контракта компромиссная — 1,2 млрд евро, сообщил Исайкин. Он опроверг слухи, что французская сторона потребовала 80% аванса. «Такой предоплаты не бывает», — сказал Исайкин. Он отметил, что
контракт подписан именно на тех условиях, на которых настаивали российские военные.
«Я доволен тем, что сделал свою работу, — похвалился Исайкин. — Контракт был подписан ровно в те сроки, в которые мы предполагали».
По итогам выполнения этого контракта будет подписан еще один, на следующие два вертолетоносца, которые будут полностью построены на отечественных верфях с использованием французских комплектующих, сказал глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Роман Троценко (по первым двум судам в России будут выполнены работы в объеме 40—50%). Где именно будут строиться вертолетоносцы, определит правительство, отметил Исайкин. В ОСК рассказывали, что часть блоков будет строить ОСК.
Наиболее спорным моментом затяжных переговоров оставалась передача России двух систем управления натовского стандарта: боевой информационно-управляющей системы SENIT-9, ориентированной на взаимодействие с кораблями, авиацией, наземными силами североатлантического альянса и командной системы управления соединением (флотом) SIC-21. По словам Исайкина, в результате
французы «передадут все технологии, которые обещали с самого начала».
Строительство займет два года, но еще не построенным судам уже нашли место службы. Два первых «Мистраля» поступят на вооружение Тихоокеанского флота, сообщил «Интерфаксу» высокопоставленный источник в Минобороны. «Эти корабли будут использоваться для обеспечения безопасности Дальневосточного региона, в том числе для поддержки группировки войск на Курильских островах», — сказал собеседник агентства. Базироваться они будут во Владивостоке.
Это логичное решение, отмечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, хотя один «Мистраль» был бы полезен в Севастополе, «чтобы использовать его в Средиземном море как экспедиционный корабль».
История закупки французских вертолетоносцев сопровождалась громкими скандалами.
Минобороны заявило о готовности купить французские вертолетоносцы почти два года назад. Против этого контракта выступили и представители НАТО, и отечественные судостроители. Представители североатлантического альянса, прежде всего американцы, были против передачи России современных технологий, а представители отечественного ОПК критиковали намерение покупать военную технику за рубежом.
На протяжении полутора лет продолжались переговоры, источники сообщали противоречивую информацию о суммах сделки и сроках заключения контракта. Наконец в декабре 2010 года президенты Франции и России объявили о завершении переговоров, но тогда контракт так и не был подписан: после подписания технического варианта договора военными разразился скандал из-за цены и условий, в результате чего своего поста лишился замглавкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Николай Борисов, который подписал не устроивший Россию вариант контракта, не предусматривавший передачу технологий.
В 2011 году российская делегация на переговорах была усилена профессиональными дипломатами, специализирующимися на вопросах военного сотрудничества, которые были переведены из МИДа в Минобороны, — Анатолием Антоновым и Сергеем Кошелевым, который в МИДе был заместителем Антонова.