За нарушение правил закупки услуг и товаров для госкорпораций и компаний с государственным участием, а также их дочек и внучек, правительство предлагает установить административную ответственность. Соответствующие положения содержатся в проекте поправок, размещенном во вторник на сайте Минэкономразвития. Поправки предлагается внести в законопроект «О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса». Документ был внесен в Госдуму в конце марта председателем комитета по строительству и земельным отношениям Мартиным Шаккумом и его коллегами – Валерием Драгановым и Валерием Пановым.
Главная новация этого документа - предложение обязать госкорпорации, естественные монополии и структуры, доля государства в которых составляет не менее 50% (а также их «дочки» и «внучки»), публиковать информацию о своих тендерах на сайте. Сейчас ни к госкорпорациям, ни к естественным монополиям (например, «Газпрому»), такие требования не предъявляются.
Поправки Минэкономразвития предлагают внести в законопроект ряд уточняющих положений ко второму чтению. Его действие предлагается распространить не только на госкорпорации и госкомпании, работающие в сфере естественных монополий, ЖКХ и газоснабжения, но и организации, занимающиеся теплоснабжением. Кроме того, в законопроекте, проходящим процедуру подготовки ко второму чтению, уточняется, какие именно санкции будут применяться в случае нарушения требования нового закона. Для этого предлагается внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Сейчас законопроект предусматривает, что виновные несут ответственность в соответствии с законом. «Но такой нормы в нем просто нет», - говорит один из разработчиков.
Самые высокие штрафы предусмотрены за нарушение порядка информационного обеспечения госзакупок.
Так, штраф за не размещение на официальном сайте информации о закупках для должностных лиц может составить 50 тыс. рублей, а для юридических - 500 тыс. Материальная ответственность за принятие неправомерного решения о способе проведения закупки и принятие решения не проводить открытый аукцион в случае, когда такой способ прямо предписан составит от 30 до 50 тысяч для должностных лиц и от 100 до 300 для юридических.
Согласно законопроекту, правила осуществления закупок, должны будут написать сами компании. Поправками уточняется, что для этого у них есть три месяца. По истечении которых, в случае, если такой документ не разработан, им придется руководствоваться положениями закона «О госзакупках». Свои Положения о закупках заказчики должны будут вывесить на сайте. За неисполнение этого требования чиновники Минэкономразвития также предлагают штрафовать: должностных лиц на 50 тысяч, юридических на 500.
Самое жесткое наказание установлено в том случае, когда нарушения, допущенные при размещении заказа, не были устранены вовремя и компания подписала контракт на поставку товаров или услуг. Так, если заказчик заключил договор с нарушением выбора способа закупки, а также предъявил требования к участнику закупок по критериям, не размещенным на официальном сайте, то штраф для должностных и юридических лиц составит 1% от цены договора (но не менее 5 тыс. рублей).
За нарушение правил размещения закупок виновные будут нести ответственность именно как должностные лица. Соответствующая поправка вносится в примечание к ст. 2.4. КоАПа.
Разработчики законопроекта «О закупках товаров, работ, услуг ...» поправкам не обрадовались.
«Дописались до того, что за нарушение внутреннего регламента можно будет получить штраф», - не одобрил концепцию поправок Мартин Шаккум.
По словам депутата, официально поправки в Думу еще не поступали, но с частью предложений, размещенных на сайте ведомства, он и его коллеги не согласны. «Мы часть поправок не поддерживаем», - заявил он «Газете.Ru».
По словам начальника управления контроля государственного заказа ФАС Михаила Евраева, ФАС предложение внести поправки в КоАП, напротив, поддерживает. «Если нет санкций, то норма не работает», - поясняет он.
Проблемы могут возникнуть с исполнением закона, предполагает эксперт в сфере госзакупок Иван Бегтин, так как дела о нарушениях будет рассматривать орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.
Тем не менее, саму идеологию законопроекта, направленного на повышение прозрачности закупок госкомпаний Бегтин поддерживает. «Есть проблемы с доступностью информации о закупках госкорпорации, то, что система становится более прозрачной это правильно», - замечает он.
Лазейка для сокрытия информации в законопроекте все равно сохраняется. Поправки Минэкономразвития не затрагивают ст. 4 ч. 5 законопроекта. Согласно этой норме, «при необходимости» правительство может определять конкретные закупки, сведения о которых не составляют государственную тайну, но информация о которых не подлежит размещению на официальном сайте. Аналогичным образом могут быть скрыты конкретные заказчики и перечни товаров и услуг, о которых госкорпорации не будут отчитываться. По каким критериям эти сведения будут закрыты и не уточняется.