Судам следует подумать о постоянной публикации фактов обращений в суд чиновников и парламентариев, предложил на совещании по вопросам развития судебной системы президент России Дмитрий Медведев.
«Очевидно, что практика непроцессуальных обращений в суды укоренилась так глубоко ещё и потому, что на протяжении долгих лет переписка по таким вопросам между ведомствами, должностными лицами была, естественно, закрытой и такого рода ходатайства никак не влияли на репутацию лица, обращающегося с подобными просьбами», — объяснил глава государства.
«То, что президент очень вежливо назвал «непроцессуальными обращениями», — это давление на суд», — объяснила «Газете.Ru» юрист, член Общественной палаты, член президентского совета по правам человека Елена Лукьянова. «Это то, что называется «телефонное право» — наше, отечественное деловое обыкновение», — расшифровала она.
Президент подкрепил свое предложение ссылкой на недавнее интервью Вячеслава Лебедева, в котором председатель Верховного суда заявил, что давление на судей не ослабевает. Медведев привел в пример практику судов некоторых американских штатов, где все обращения к суду, и письма, и телефонные звонки фиксируются, а судья сообщает об этом перед началом рассмотрения дела. «Мне кажется, что это достаточно разумная вещь, хотя, конечно, это нужно обдумать и обсудить применительно к нашей правовой традиции, судебной традиции», — посоветовал Медведев.
Официальные и неофициальные письма судьям пишут парламентарии, губернаторы, чиновники разного уровня.
До сих пор в России публикацией таких обращений занимался только Высший арбитражный суд. На сайте действительно приведены письма от губернатора Воронежской области Алексея Гордеева, вице-спикера Госдумы Владимира Жириновского, председателя СФ Сергея Миронова, депутата Александра Хинштейна и других депутатов и членов Совета федерации.
Все они просят взять на личный контроль определенные судебные дела. Например, последнее обращение — от члена комитета по обороне, коммуниста Владимира Комоедова, который обратился по поводу жалобы на увольнение от бывшего директора Санкт-Петербургского молочного завода «Пискаревский». «Полностью поддерживаю позицию П. И. Даньшина», — откровенно пишет депутат и заявляет, что видит в сложившейся ситуации «угрозу продовольственной безопасности России».
Несколько месяцев назад председатель ВАС Антон Иванов подписал приказ, согласно которому публиковаться будут и обращения по поводу решений нижестоящих инстанций, рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь ВАС Анна Ковалева. По ее словам, с начала публикации обращений их количество сократилось. За 4 месяца 2011 года с учетом обращений в нижестоящих инстанциях опубликовано 13 обращений, а за весь 2010-го — 28 только в вышестоящую инстанцию.
«Эффект от этого, наверное, не является сиюминутным, но он уже есть», — оценил работу ВАС президент и предложил распространить такую практику повсеместно.
Предложение президента уже готов поддержать Верховный суд. «Концептуально Верховный суд такой подход поддерживает, а технологически нужно разобраться, как это сделать», — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе ВС.
В Конституционном суде на свой счет предложение президента не отнесли. В пресс-службе КС пояснили, что в компетенцию КС входит «разбор конституционности законов, а не отражение конкретных дел». Следовательно, лично заинтересованных обращений в КС от чиновников не может быть по определению, уверены в суде.
«Надо подумать, достаточно ли для закрепления этой практики внутренних документов, приказов председателей высших судов, ваших внутренних актов или проблему необходимо решать на законодательном уровне», — предложил Медведев.
Еще одно нововведение в области публичности судебного процесса предлагал ранее Иванов: глава ВАС озвучивал идею ведения специальных «журналов» с записями всех телефонных звонков и обязательного озвучивания судьей всех поступивших обращений по какому-либо делу. В пресс-службе ВАС «Газете.Ru» пояснили, что идея пока еще находится на стадии разработки и «журналов звонков» в суде еще не ведется.
«Предложение президента отличное, — говорит Лукьянова. — Но практика осложнена целым рядом деталей, а именно порядком назначения судей». Судей надо выводить из-под зависимости администраций регионов, полпредств, чтобы судья при раскрытии обращений к нему не боялся потерять свое место и того, что он будет подвергнут «определенным репрессиям».