Портал Wikileaks опубликовал попавшие в его распоряжение досье заключенных американской спецтюрьмы на военной базе в кубинском Гуантанамо. Из сопроводительных документов следует, что лишь небольшую их часть американские власти считают опасными или причастными к террористической деятельности. Почти каждый пятый даже американскими властями квалифицирован как невиновный.
Из 779 заключенных за последние девять лет в Гуантанамо только 220 были отнесены спецслужбами к категории опасных террористов. 380 признаны рядовыми боевиками исламского подполья в Афганистане и Пакистане, не представляющими разведывательного интереса. 150 человек были признаны невиновными — их отпускали после непродолжительного заключения.
Файлы-досье с грифом «Секретно – не для показа иностранцам» попали в распоряжение Wikileaks вместе с обширным досье госдепа в прошлом году. Ответственным за утечку власти США считают рядового специалиста Брэдли Мэннинга, который в мае 2010 года был взят под стражу.
Документы, часть которых опубликована на сайте Wikileaks, а также в газетах The Washington Post, The New York Times, The Telegraph и других европейских изданиях, содержат данные об обстоятельствах задержания, медицинском состоянии, содержании допросов. Досье разделены на три категории по степени опасности заключенных для США и их союзников — высокой степени опасности, средней и малоопасные. Возраст задержанных варьируется от 14 (всего в Гуантанамо содержалось около 20 несовершеннолетних) до 89 лет.
К малоопасной группе отнесены полторы сотни заключенных, среди них большинство — выходцы из Афганистана и Пакистана, самостоятельно захваченные американскими военными и спецслужбами, переданные партнерскими разведками ближневосточных стран и даже проданные соперничающими друг с другом афганскими вооруженными группировками. Они отнесены к категории «Не имеется причины для перевода (в Гуантанамо)». Многие были задержаны по формальным причинам. «Люди, носящие часы Casio определенной модели, выпускавшейся в 1980-е, захватывались американскими войсками в Афганистане по подозрению в терроризме, поскольку такие часы использовались как таймеры «Аль-Каидой» (организация запрещена в России). Большая часть задержанных по этой причине была тихо отпущена за недостатком доказательств», — отмечает The Telegraph.
По причине «знания о внутренне перемещенных лицах, особенно сирот, в Пакистане и Афганистане, а также за их пределами» был арестован и отправлен в Гуантанамо Мухаммед аль-Газали Бабакер Махджуб, руководивший организацией по защите сирот, действовавшей на территории Афганистана и Пакистана и финансировавшейся Саудовской Аравией. На свободу он был отпущен только через год, с пометкой в деле «не имеет ценности».
Шесть лет провел в заключении оператор катарского телеканала Al Jazeera Сами аль-Хадж. Больше повезло пакистанскому писателю Абдул-Бадру Маннану, который провел в Гуантанамо всего несколько месяцев: как он считает, пакистанская разведка подставила его, выдав за террориста, чтобы избавиться от неудобных вопросов (Маннан писал книгу о терроризме и борьбе с ним).
Спецтюрьма в Гуантанамо открылась в январе 2002 года и продолжает работать до сих пор, несмотря на предвыборные обещания Барака Обамы закрыть ее в случае победы на президентских выборах. Его первым указом в январе 2009 года действительно стала приостановка принятия новых заключенных в тюрьму, но из-за сопротивления конгресса, отказавшегося финансировать перевод заключенных с базы на Кубе на территорию континентальных Соединенных Штатов, тюремное учреждение продолжило работу. В настоящее время в нем остаются 89 человек, 40 из которых представляют «среднюю» или «низкую» угрозу для США, пишет The New York Times.
В допросах, методы которых не раскрываются, помимо агентов американских спецслужб принимали участие их британские коллеги, а также представители спецслужб Алжира, Иордании, Йемена, Кувейта, Марокко, Саудовской Аравии, Таджикистана и Туниса. К допросам допускались также сотрудники китайских и российских спецслужб — они были готовы «преследовать и наказывать заключенных уйгуров и узбеков в случае репатриации».
Единственный российский гражданин, чье досье опубликовано Wikileaks, «Абдулла Д. Кафкас» 1984 года рождения, уроженец несуществующего города Прохладска (а на самом деле Нальчика), по имени Расул Кудаев, также был допрошен с участием россиян.
Захваченный зимой 2001/2002 года в Афганистане войсками Северного альянса Кудаев сражался в рядах «Талибана» (организация запрещена в России) менее двух месяцев, будучи откомандированным туда «Исламским движением Узбекистана» (организация запрещена в России). Он примкнул к нему, «дезертировав с военной службы в России», поскольку в январе 2002 года ему должно было исполниться 18 (дезертирством, скорее всего, названо уклонение от призыва).
На Гуантанамо Кудаев был переведен 12 февраля 2002 года, где его с 14 по 19 ноября того же года допрашивали офицеры российской разведки, следует из досье. «Я рекомендую представить этого заключенного к переводу под ответственность российского правительства, — говорится в документе, подписанном генерал-майором Джеффри Миллером 5 декабря 2002 года. — Информация, полученная от него, рассматривается как не ценная и тактически не годная к использованию». Кудаев покинул Гуантанамо 27 февраля 2004 года, отбыв там два года без предъявления обвинения.
Кудаев, который, по свидетельствам его близких, по возвращении из тюрьмы не мог передвигаться без посторонней помощи, участвовал впоследствии в организации рейда на Нальчик 13 октября 2005 года и был схвачен российским спецслужбами. Суд над ним и еще 57 предполагаемыми террористами идет до сих пор.
Всего в Гуантанамо отбыли заключение восемь граждан России. Помимо Кудаева это Рустам Ахмяров, Айрат Вахитов, Равиль Гумаров, Тимур Ишмуратов, Руслан Одижев (настоящая фамилия Селезнев), Алмаз Шарипов (настоящее имя Шамиль Хазиев), а также Равиль Мингазов. После передачи в Россию в 2004 году их долгое время продержали в тюрьме без предъявления обвинения. Гумаров и Ишмуратов получили несколько лет тюрьмы, будучи признанными виновными в подрыве газопровода в Бугульме в 2005 году. Хазиев в 2007 году получил политическое убежище в Нидерландах. Одижев был застрелен в ходе контртеррористической операции в Нальчике в том же 2007 году. Вахитов и Ахмяров ненадолго арестовывались в августе 2005 года, оба были отпущены, с тех пор о них ничего не известно. Мингазов отсидел 8,5 лет и был освобожден американским судом в мае 2010. Он заявил, что на родину не вернется.
Утечки из Гуантанамо рассказывают об обстоятельствах поимки самого видного из содержащихся на базе террористов – главного организатора терактов 11 сентября 2001 года Халида Шейха Мухаммеда.
Файл, посвященный ему, содержит 15 страниц, в нем подробно рассказывается о «многочисленных заговорах и планах по организации атак на США, их союзников и их интересы в мировом масштабе». Мухаммед хотел «заставить американских граждан страдать, особенно в экономическом плане, что заставило бы американское правительство изменить свою политику», с которой соратник Усамы бен Ладена «был несогласен».
Как отмечается в досье Мухаммеда, «власти США раскрыли множественные попытки «Аль-Каиды» заполучить расщепляющиеся материалы и опасаются, что террористы уже приобрели уран». По признанию самого Мухаммеда, «террористическая группа спрятала в Европе атомную бомбу, которая будет приведена в действие, если бен Ладен когда-либо будет захвачен или убит».
Сам бен Ладен, как следует из показаний Мухаммеда, последний раз появлялся на публике весной 2003 года, когда выезжал в Пакистан на оперативное совещание с членами местного подполья. Лидеру «Аль-Каиды» удалось выжить в начале афганской кампании США и их союзников благодаря тому, что он бежал «всего за несколько дней до высадки войск коалиции» в горный район Тора-Бора.
Наряду с ядерным терроризмом «Аль-Каида» также прорабатывала планы по вербовке сотрудников лондонского аэропорта Хитроу для организации диверсии и вынашивала планы проведения биологической или химической атаки против США, в том числе с использованием цианистого калия, который предполагалось распылить в вентиляционной системе американских учреждений, следует из материалов допроса Мухаммеда.