Силы, верные ливийскому лидеру Муамару Каддафи, объявили о снятии продолжавшейся шесть недель осады Мисураты, третьего по величине города страны, остающегося последним форпостом антиправительственного восстания в Триполитании. Как объявил замглавы МИДа в правительстве Каддафи Халед Каим, регулярные части будут отведены от границ города.
«С ситуацией в Мисурате будут иметь дела племена, проживающие вокруг Мисураты, и сами жители этого города, а не ливийская армия, — заявил Каим на пятничной пресс-конференции в Триполи. – Мы оставили племенам вокруг Мисураты право разбираться с ситуацией или силой, или путем переговоров».
По словам дипломата, ливийской армии руководство страны поставило ультиматум: или они берут город под контроль, подавив мятеж, или отходят, предоставляя шейхам и ополчению близлежащих городов — Злитен, Тархуна, Бени-Валид и Таварга — самим решать, как им прекратить конфликт. «Они поговорят с восставшими. Если те не сдадутся, они (племенное ополчение) вступят с ними в борьбу», — цитирует Каима катарский телеканал Al Jazeera.
Из осажденного города поступают подтверждения, что силы Каддафи начали отступление. Reuters ссылается на Халеда Дормана, одного из 12 захваченных в пятницу в плен правительственных солдат, который заявил: «Нам был дан приказ отступать. Вчера нам сказали уходить». В тот же день повстанцам удалось отбить у лоялистов высокое офисное здание в деловом квартале города, которое на протяжении последних двух недель использовалось как снайперская вышка.
Осада Мисураты, в которой проживает около полумиллиона человек, стала главным пунктом в списке претензий, которое имеет к Каддафи международное сообщество. Постоянный обстрел жилых кварталов города из танков, артиллерийских орудий, гранатометов и настоящая уличная война, развернувшаяся в предместьях города и на ведущих к нему шоссе, унесли жизни сотен человек и оставили тысячи раненых. Есть свидетельства, что правительственные войска использовали против повстанцев кассетные бомбы и другие орудия неприцельного огня, запрещенные конвенцией ООН, которую, однако, Ливия подписать отказалась.
В условиях блокады, без электричества и телефонной связи, помощь пострадавшим стала поступать только после начала военной операции западной коалиции 19 марта. Несколько сот раненых корабли турецкого флота эвакуировали в Бенгази, в город начался завоз гуманитарных грузов.
На восточном фронте, где правительственные войска стоят на подходах к Адждабии, от которой открывается дорога на столицу повстанцев Бенгази, без перемен. В пятницу и в ночь на субботу значительных столкновений не было. Пока что авиация стран НАТО при поддержке Катара и ОАЭ продолжает наносить ограниченные ракетно-бомбовые удары по позициям правительственных войск. По оценкам, сделанным в Багдаде главой Объединенного комитета начальника штабов ВС США адмирала Майка Маллена, силам антикаддафиевской коалиции и НАТО удалось уничтожить от 30% до 40% военного потенциала диктатора, но сам конфликт заходит в тупик.
Накануне Пентагон принял решение направить в зону операции НАТО «Объединенный защитник» беспилотные летательные аппараты для разведки и уничтожения объектов военной инфраструктуры. По словам заместителя Маллена генерала Джеймса Картрайта, использование дронов выгодно их «способностью использовать небольшие высоты, что улучшает видимость целей, особенно таких, которые заняли оборонительные позиции», что сократит потери среди гражданского населения. По словам военачальника, беспилотники смогут находиться в воздухе круглосуточно. «Мы надеемся, что это принесет спасение народу Мисураты», — прокомментировал представитель повстанческого Национального совета переходного периода Мустафа Гериани.
Как сообщил официальный представитель режима Каддафи Муса Ибрагим, в пятницу бомбардировке подвергся комплекс Баб-эль-Азизия в Триполи, служащий одновременно и дворцом Каддафи, и базой для наиболее преданных ему частей. По словам Ибрагима, это «был очень мощный взрыв», жертвами которого стали три мирных жителя. Как указывают репортеры, видевшие воронки, похоже, что бомбы попали в какое-то подземное сооружение.
Тупик четко виден и на дипломатическом фронте. Призывы к Белому дому Джона Маккейна, отправившегося в Бенгази, признать повстанческое правительство в качестве легитимного руководства Ливией, в администрации Барака Обамы не услышали.
«Мы думаем, что это дело ливийского народа – решать, кто будет возглавлять их страну, а не Соединенных Штатов», — заявил пресс-секретарь Белого дома Джей Карни. В Вашингтоне по-прежнему опасаются, что, поддерживая ливийских повстанцев, они поддерживают заодно и радикальных исламистов. Роль мусульманских фундаменталистов в событиях на востоке Ливии еще не ясна, и американские дипломаты ведут себя очень сдержанно в отношениях с повстанческим правительством.
Пока правительство в Бенгази признают только Италия, Катар и Франция.
Французский президент Никола Саркози собирается посетить Бенгази в начале мая.
Об этом заговорили в пятницу источники в Елисейском дворце. По их данным, Саркози, встречавшийся в Париже с лидером повстанческого правительства Мустафой Абделем Джалилем на прошлой неделе, выразил согласие на ответный визит. В окружении французского президента не исключают, что компанию французскому лидеру составит британский премьер Дэвид Кэмерон, который также выступает за безоговорочную поддержку противников Каддафи.