Кубинские коммунисты не собирались на съезд больше 13 лет из-за болезни Фиделя Кастро. Прошедший на этой неделе VI съезд Коммунистической партии Кубы должен был провозгласить «кубинскую перестройку», масштабную реформу социалистического хозяйства, которое последние десятилетия пребывает в перманентном упадке. Кроме того, руководящий орган Компартии должен был зафиксировать переход к Раулю Кастро оставшихся полномочий – поста первого секретаря Компартии, который его старший брат Фидель, отошедший от дел после тяжелой операции в 2006 году, занимал бессменно с момента основания партии в 1965 году.
От символических постов в партии Фидель отказался. «Я получил слишком много наград, я никогда не думал, что проживу столько лет», — написал он накануне съезда в своей традиционной колонке в газете Granma.
От съезда, собравшего более тысячи делегатов, ждали многого. Фидель в своей статье завещал кубинцам следовать курсу перемен: «Новое поколение призвано исправлять и изменять без колебаний все, что должно быть исправлено и изменено». 84-летний команданте неожиданно сам приехал на съезд, вызвав слезы на глазах у некоторых делегатов. Одетый в спортивный костюм Фидель выглядел уставшим, молодые помощники поддерживали его, когда он вставал, но под звуки «Интернационала» команданте выпрямился, Рауль и Фидель взялись за руки и подняли их в едином порыве.
К съезду правительство подготовило пакет крупных и малых реформ, которые должны преобразить экономическую жизнь острова, во многом оставшегося в 60-х годах прошлого века. По итогам съезда были оформлены и утверждены 311 «черновых концепций» реформ.
Отвечать за ход этих преобразований будут новые члены политбюро Компартии — бывший министр экономики Марино Мурильо и нынешний глава экономического ведомства Адель Искиердо. Им предстоит проконтролировать отмену карточной системы и пересмотреть механизм субсидирования цен на продовольствие. Положение в этой сфере остается критическим: Кубе, находящейся в полной зависимости от импорта продуктов, в результате роста мировых цен предстоит выплатить в 2011 году за поставленную еду от €1,5 до 2 млрд, что на четверть больше запланированного. «В условиях модернизации экономической модели за планированием останется главенствующая роль, но будут приниматься во внимание и рыночные механизмы», — говорится в резолюции съезда. Но руководство Кубы, очевидно, не собирается проводить политику «шоковой терапии»: Кастро-младший несколько раз в ходе съезда говорил о необходимости сохранить единство нации и обещал не оставить никого «на обочине дороги».
В связи с необходимостью удовлетворить спрос на продовольствие особенно остро встает вопрос об использовании земли в сельском хозяйстве. Докладчики съезда говорили о «тысячах гектаров» целины, которую требуется поднимать государству или частному сектору. Но масштабной приватизации не будет. Речь о передаче госсобственности в частные руки не идет, подчеркнул Рауль Кастро. «Это далеко не та предполагаемая приватизация, о которой говорят некоторые теоретики», — заявил он, открывая съезд. На закрытии он еще раз подтвердил, что кубинское руководство «никогда не допустит возвращения капитализма».
Кубинцы впервые получат право свободно распоряжаться своими квартирами и домами. В настоящее время до 90% кубинцев живут в частных домовладениях, которые, однако, не могут продавать — только обменивать. Как будет функционировать рынок недвижимости в стране, где среднемесячная зарплата едва превышает 350 песо ($380 по официально утвержденному курсу для «конвертируемого песо», но всего $15 по курсу черного рынка), Компартия не уточнила.
Снимаются ограничения в трудовом законодательстве. Как уже писала «Газета.Ru», в октябре прошлого года был либерализован рынок труда – почти полмиллиона кубинцев были фактически сняты с государственного довольствия, после того как правительство заявило о снятии с себя ответственности за стопроцентную занятость. Число уволенных, по большей части государственных служащих, должно достигнуть 1,9 млн человек. Частный бизнес, которым они могли бы заняться, однако, был разрешен лишь в 178 видах деятельности, причем почти исключительно ремесленнических, исключающих сколько-нибудь значительное накопление капитала: это кузнечное, ткацкое, плотницкое, кожевенное, портняжное, шорное дело, ряд профессий сферы услуг. Однако всем «новым предпринимателям» придется иметь дело с государственным лицензированием, постоянным контролем и 40-процентными налогами, если годовой доход фирмы превышает пару тысяч долларов. Правда, на съезде было объявлено о запуске программы кредитования предприятий малого бизнеса.
Согласившись с призывами Рауля Кастро обновлять руководство, съезд сразу же утвердил на посту первого секретаря Компартии самого Рауля, которому в июне исполнится 80 лет. Его заместителем стал 80-летний Хосе Рамон Мачадо Вентура, а третьим секретарем – еще один ветеран кубинской революции, 79-летний Рамон Вальдес.
Рауль Кастро в своей финальной речи на закрытии съезда постарался объяснить это противоречие. «Мы сохранили часть ветеранов исторического поколения, и это логично», — заметил он, указав, что ранее допускались ошибки в кадровой политике. Чтобы избежать этого в дальнейшем, потребуется прежняя «скамейка запасных» — лидеров, у которых «достанет опыта занять ведущие посты в государстве».
Ход реформ и дальнейший пересмотр партийной линии вместе с обновлением руководства будут обсуждаться на очередной партконференции, которая назначена на 28 января 2012 года. Возможно, именно тогда на руководящие посты будет выдвинут кто-то из более молодых членов ЦК Компартии, состоящего из 115 человек.
Съезд принял предложение Кастро-старшего ограничить сроки пребывания на руководящих государственных и партийных постах 10 годами или двумя сроками.
«Театр абсурда: персонажи, застигнутые врасплох в безнадежных ситуациях, разочарованные отсутствующей логикой речей, вынужденные волей иррациональных сил исполнять бессмысленные жесты», — так оценивает перемены на Кубе колумнист британской The Guardian Карлос Эйре. — Об этом не скажет подчиненная правительству кубинская пресса и не решатся повторить иностранные корреспонденты, аккредитованные на Кубе, иначе они будут изгнаны, как это случилось на минувшей неделе с испанцем Карлосом Эрнандо. Так называемые реформы иллюзорны и являются безнадежной и смешной попыткой прикрыть репрессии и поддержать сложившийся статус-кво».
«О реформах на этом съезде говорилось мало, — пожаловался агентству AFP освобожденный в марте кубинский диссидент-экономист Оскар Эспиноса. – Я ждал гораздо большего от этого собрания — это разочаровывает. Я не могу говорить о том, что произошли большие перемены».