Белорусские власти намерены ужесточить контроль за контентом белорусского интернета (байнета, от национального домена .by) и доступом к ресурсам сети. Поводом для перехода к активным действиям стала дискуссия о причинах взрыва в минском метро 11 апреля 2011 года и волна слухов о новых взрывах, распространившихся в байнете и социальных сетях.
Планы властей озвучил профильный министр информации Белоруссии Олег Пролесковский.
«Действия безответственных сплетников от интернета — это самый настоящий террор против собственного народа, открытый и наглый», — заявил Пролесковский в интервью информагентству «БелТА».
Он напомнил, как спустя несколько часов после взрыва в метро «всякие блогеры и форумчане, не разобравшись, подняли шум, в результате на обычную поломку автобуса отвлекались милиция, МЧС и спецслужбы, главное, действительно были напуганы люди». Слухи о втором взрыве в автобусе появилась в Facebook и быстро разошлась в Twitter, трех самых активных блогеров арестовали в тот же день, несколько человек были вызваны на допрос. С тех пор о судьбе задержанных ничего не слышно: правоохранительные органы отказываются от любых комментариев.
Это был первый случай задержания блогеров в истории байнета, хотя возможности для этого у белорусских властей появились еще в прошлом году, отметил Пролесковский. «Средства для привлечения сплетников и клеветников у нас и раньше были, но мы ими не пользовались или пользовались ограниченно, — сказал министр. —
Как показали события, нужно с этой практикой заканчивать и наводить хотя бы минимальный порядок в интернете.
А то некоторые товарищи, прикрывающиеся видимой анонимностью, почему-то почувствовали себя способными и уполномоченными судить о том, что правда, а что ложь, в том числе опровергая официальные источники. С безответственностью в блогах, социальных сетях и на других интернет-площадках пора заканчивать».
Министр ссылается на президентский указ № 60 «Об упорядочивании национального сегмента сети интернет», объясняет юрист, бывший судья Конституционного суда Белоруссии Михаил Пастухов. Он вступил в силу в середине 2010 года и, в частности, позволяет спецслужбам выдавать предписания по блокированию доступа пользователей к тем или иным ресурсам. Такое блокирование производится на уровне национального провайдера — госкомпании «Белтелеком», причем для блокировки не нужно решение суда, достаточно постановления спецслужб.
До сих пор репрессивные механизмы, заложенные в указ № 60, почти не использовались — даже после президентских выборов 19 декабря 2010 года, отмечает Пастухов: «Теперь, после теракта и на фоне такого масштабного экономического кризиса, их наверняка включат».
Обсуждение версий теракта в минском метро уже стало поводом для ограничения доступа к оппозиционным интернет-ресурсам «Хартия-97» и «Белорусский партизан».
На сайте «Хартии» проводился интернет-опрос о том, кто, по мнению пользователей, стоит за взрывом. Абсолютное большинство — больше 80% проголосовавших — считает, что к теракту причастны официальные власти.
На следующий же день генпрокуратура вынесла постановление о внесении идентификаторов (URL) обоих ресурсов в список ограниченного доступа. Это означает перекрытие доступа к данным сайтам, в частности, с компьютеров государственных учреждений, учреждений образования и культуры. Ограничение не распространяется на органы, которые занимаются оперативно-разыскной деятельностью, суды, комитет госконтроля.
Ограничение доступа не единственная проблема «Хартии-97». Сразу после теракта сайт подвергся мощной DDoS-атаке — обычно атаки происходят в дни выборов или иных значимых политических событий, когда возрастает количество обращений к оппозиционным ресурсам. После президентских выборов 19 декабря офис «Хартии-97» в Минске был разгромлен спецслужбами, главный редактор сайта Наталья Радина избита и арестована. Она была отпущена под подписку о невыезде и бежала за границу. Сейчас редакция «Хартии-97» находится в Вильнюсе.
О необходимости усилить контроль высказались и силовики. Генпрокурор Григорий Василевич назвал распространение слухов «плясками на крови» и призвал «навести тут порядок». Интернет же, по версии председателя КГБ Белоруссии Вадима Зайцева, был источником информации для будущих террористов. Отвечая на вопрос журналистов, где преступники взяли взрывчатку, он сообщил: «В интернете».
По мнению экспертов международной правозащитной организации Freedom House, =в Белоруссии и так «несвободный интернет». В опубликованном на этой неделе докладе о свободе пользования интернетом в 37 странах за 2009—2010 годы отмечается, что доступ к сети имеют в Белоруссии только 27% населения, что в национальном сегменте сети существует цензура, власть имеет возможность блокировать доступ к оппозиционным сайтам, они часто подвергаются кибератакам. При этом плата за доступ к интернету в Белоруссии неоправданно высока, считают эксперты Freedom House.
Один из основателей «Белорусского партизана» Павел Шеремет считает неэффективной идею властей ограничивать доступ белорусов к сети. «Мы уже привыкли и к угрозам, и к репрессиям, — рассуждает журналист. — Власть блокирует доступ к сайтам, но это только заставляет людей искать более защищенные пути поиска информации. Они закрывают одни газеты и сайты, но тут же появляются новые».