Россия внесла на рассмотрение Совета по правам человека ООН (СПЧ ООН), 16-я сессия которого открылась в понедельник в Женеве, резолюцию о связи концепции прав человека с так называемыми традиционными ценностями — достоинством, свободой и ответственностью. Об этом объявил на открытии сессии глава российского МИДа Сергей Лавров. Документ, озаглавленный «Поощрение прав человека и основных свобод путем более глубокого понимания традиционных ценностей человека», находится в распоряжении «Газеты.Ru».
Россия предлагает международному сообществу изменить подход в понимании прав человека, которые некоторыми культурами воспринимаются как обуза, навязываемая им западной христианской цивилизацией. Традиционные же ценности — понятие более доступное и универсальное, полагает Россия. «Достоинство, свобода и ответственность, — говорится в проекте резолюции, — разделяются всем человечеством и воплощены в том числе во Всеобщей декларации прав человека и других универсальных и региональных инструментах в области прав человека».
В другом пункте СПЧ ООН предлагается отметить «важную роль семьи и общества в сохранении этих ценностей и, тем самым, в поощрении уважения к правам человека и более полного обеспечения их принятия широкими массами населения». Государствам рекомендуется укреплять роль семьи и общества «путем предоставления преимущественных прав и другими способами».
Пояснительная записка разъясняет суть российских предложений: «В то время как права человека признаны во всем мире, приняты они отнюдь не везде. Существует недостаток понимания того, что права человека действительно универсальны. Более того, в некоторых обществах права человека воспринимаются как чуждая концепция, принадлежащая лишь одному региону мира и навязываемая другим». По словам первого секретаря российского постпредства при ООН в Женеве Алексея Гольтяева, Москва хочет предложить альтернативу, согласно которой «права человека отражают традиционные ценности человечества, которые помогали всем цивилизациям развиваться».
Окончательный проект резолюции еще будет согласовываться российской стороной с ранее поддержавшими похожую инициативу странами, поэтому ориентироваться на текст можно в общих чертах, предупредили «Газету.Ru» в постпредстве России при ООН в Женеве. Итоговый вариант будет представлен в секретариат СПЧ ООН в течение двух недель и будет вынесен на голосование в конце марта.
Россия продвигает идею внесения традиционных ценностей в корпус документов о правах и свободах человека уже третий год.
В сентябре 2009 года Москва инициировала рассмотрение похожей резолюции, носящей то же название и имеющую ту же преамбулярную часть. Задачей этой резолюции, одобренной большинством СПЧ ООН, стала организация в 2010 году международного форума, посвященного традиционным ценностям, итоги которого Верховному комиссару по правам человека предлагалось суммировать в резюме для СПЧ ООН.
Уже в 2009 году западные страны высказали свое непонимание, сочтя российские предложения фактически узаконивающими культурный релятивизм: они полагают, что Россия на самом деле противопоставляет права человека традиционным ценностям и оставляет возможность трактовать отказ от уважения конкретных прав как уважение традиционных культурных ценностей. В том же году, приводили оппоненты примеры, Камерун и Саудовская Аравия в рамках того же СПЧ ООН, оправдывая свои репрессии против геев и дискриминацию женщин, ссылались на признание таких практик ценностями их традиционных обществ.
Вызывало сомнение и отсутствие сколько-нибудь четкого определения в обсуждавшихся документах самого понятия «традиционные ценности». Как отмечала международная правозащитная организация «Женщины, живущие под мусульманским правом», российское предложение «предполагает, что «традиционные ценности» неизбежно вносят позитивный вклад в права человека», и не содержит признания, что они же «часто упоминаются при оправдании нарушений прав человека». Правозащитники ссылались на мнение бывшего спецдокладчика ООН по насилию в отношении женщин Якин Эртюрк, утверждавшей необходимость четкого различения «традиционных ценностей» и «традиционных практик».
В итоге против резолюции проголосовали восемь членов Евросоюза, Мексика, Норвегия, США, Чили, Южная Корея и Япония. Поддержали Россию 11 африканских и азиатских государств, а также Боливия, Куба и Никарагуа.
Гольтяев в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что российские предложения не имеют в себе «ничего призывающего к ограничению прав каких-либо категорий лиц, будь то сексуальные меньшинства, будь то другие социально уязвимые категории – женщины, дети, старики, инвалиды». По его словам, это всего лишь «новый способ укрепления уважения к правам человека».
Российские правозащитники обеспокоены, так же как их западные коллеги, полагая, что инициатива МИДа на деле может быть использована для отказа от признания универсальности прав человека.
«Когда об этой инициативе только было заявлено, мне позвонила моя чеченская подруга с вопросом «Неужели Кадырову (главе Чечни. – «Газета.Ru») позволят всех нас одеть в хиджаб?» — комментирует исполнительный директор Human Rights Watch Татьяна Локшина. Она не готова относиться к российскому предложению всерьез: «Примат международного права в области прав человека обеспечивается в том числе Европейской конвенцией или Пактом о гражданских и политических правах. По отношению к этим юридически обязывающим документам проект этой резолюции крайне вторичен».
Бывший директор Музея Сахарова Юрий Самодуров, в 2005 и 2010 годах признававшийся судом виновным в разжигании национальной и религиозной розни за выставки «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство-2006», считает инициативу «очередной мертворожденной попыткой по формулированию национальной идеи». Наличие общих «традиционных ценностей», которые могли бы органично войти в архитектуру представлений о правах человека, он отрицает. «Важно, что каждая страна, каждое общество понимает под такими ценностями, — заявил он «Газете.Ru». – Мы либо говорим об обозначении смысла (это слова – эта резолюция), либо о самом смысле (сути того или иного традиционного представления)».
Скепсис присутствует даже среди сторонников консервативного понимания прав человека. «Существует опасность того, что подобная резолюция внесет раскол между теми, кто выступает за примат прав человека, и теми, кто отстаивает приоритет традиционных ценностей, — заметила в беседе с «Газетой.Ru» научный сотрудник Института религии и права Инна Загребина. — Компромисса, который предлагает Россия, не произойдет: консервативная апология получит новые аргументы, а правозащитники — новые поводы говорить о наступлении на права человека».