Европейский суд по правам человека в Страсбурге (ЕСПЧ) направил вопросы к России в рамках рассмотрения иска вдовы бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко Марины Анны Картер, более известной как Марина Литвиненко. Иск получил название «Картер против России».
В своем иске вдова требует признать нарушенными сразу несколько статей Европейской конвенции о защите прав человека – это статья 2 (право на жизнь), 3 (запрещение пыток), 6 (право на справедливое судебное разбирательство) и 13 (право на эффективное средство правовой защиты). Заявление было принято Страсбургом 21 мая 2007 года.
По данным правозащитной организации «Агора», Страсбург интересуют ответы на следующие вопросы: был ли допрошен главный подозреваемый, депутат Госдумы и бывший сотрудник спецслужб Андрей Луговой по делу о смерти Литвиненко, искали ли образцы полония в его доме, офисе и машине.
А также сличали ли российские правоохранительные органы образцы полония-210, обнаруженные следователями в Великобритании, с образцами вещества российского производства.
Кроме того, суд спрашивает, были ли опрошены чиновники, которые ответственны за производство, хранение и распространение радиоактивного вещества, и не была ли обнаружена утечка полония из производственных и складских помещений лаборатории, где производился полоний.
То есть Страсбург интересует, проводилось ли вообще в России какое-то расследование громкого дела.
«Мы получили вопросы и намерены на них ответить до середины марта», — заявил «Газете.Ru» Андрей Федоров, руководитель аппарата замминистра юстиции Георгия Матюшкина, представляющего интересы России в ЕСПЧ. Луговой и его помощники для комментариев были недоступны.
Бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко, известный своей книгой «ФСБ взрывает Россию», получил политическое убежище в Великобритании в 2001 году. Он почувствовал себя плохо 1 ноября 2006 года, а 23 ноября мучительно умер в лондонской клинике. В своем предсмертном письме он обвинил в своей смерти российского премьера Владимира Путина, который тогда занимал должность президента, и спецслужбы России. Британское агентство по охране здоровья нашло в его организме следы радиоактивного изотопа полоний-210.
Позднее следы того же вещества были найдены в баре отеля Millenium, где покойный пил чай с бывшими коллегами по КГБ – Луговым и Дмитрием Ковтуном (незадолго до гибели у них состоялась встреча с чаепитием). 22 мая 2007 года британская королевская прокуратура заочно выдвинула обвинение Луговому, но Генпрокуратура России отказалась его выдавать и заявила, что даже если вина будет доказана, то срок Луговой будет отбывать на родине.
Три недели назад британская пресса нашла очередной российский след в этом деле: The Sunday Times опубликовала документы, подтверждающие приобретение российскими спецслужбами полония незадолго до убийства Литвиненко.
Неизвестные передали их Марине Литвиненко и другу покойного Александру Гольдфарбу. В бумагах говорилось о радиоактивном веществе, которое поступило в НИИ ФСБ с Балаковской АЭС. В иске истица приводит результаты расследования смерти Александра Литвиненко полицией Великобритании, нашедшей следы полония-210 в баре, где бывал Луговой, и в самолете, на котором он летал.
Еще одну порцию компромата по этому делу выдал накануне Wikileaks. Согласно одной из американских дипломатических депеш, опубликованных на сайте, Россия знала о готовящемся покушении и даже следила за убийцами Литвиненко еще до совершения преступления. Но слежка была снята после того, как власти Великобритании заявили, что способны справиться с ситуацией. «Данные, которые сейчас опубликовал Wikileaks, только подтверждают мою уверенность в том, что за убийством моего мужа стоят российские спецслужбы, — заявила «Газете.Ru» Марина Литвиненко. – И теперь российским властям придется адекватно ответить на вопросы, которые перед ними поставил Евросуд».