Группа депутатов-единороссов внесла в Госдуму проект поправок в Уголовный кодекс, ужесточающий наказание за нападение за журналистов. Среди авторов законопроекта Ирина Яровая, глава думского комитета по культуре Григорий Ивлиев, Роберт Шлегель, Павел Зырянов, Максим Мищенко, Сергей Белоконев, а также Ольга Гальцова, Виктор Звагельский и Борис Резник.
Единороссы предлагают внести изменения в статью 144 Уголовного кодекса (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов).
Правка, по сути, одна: к составам преступления «воспрепятствование профессиональной деятельности» и «воспрепятствование с использованием служебного положения» добавляется новый — «применение насилия». Этот деяние, в свою очередь, может быть «не опасным для жизни и здоровья» либо, наоборот, «совершенным с применением опасного для жизни насилия, с угрозой, группой лиц, с применением оружия или по найму».
За «неопасное» насилие в адрес журналиста единороссы предлагают установить наказание в виде лишения свободы на срок от двух до пяти лет. «По действующим нормам частей 1 статей 115 и 116 УК ответственность за побои и иные насильственные действия в отношении журналистов, которые не повлекли вреда здоровью либо повлекли легкий вред здоровью, не связана с лишением свободы», — объясняет отличие от действующей нормы Яровая.
«Опасное» нападение, по замыслу авторов законопроекта, наказывается «лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового».
Ужесточение Уголовного кодекса не приведет к уменьшению количества насилия в отношении журналистов, уверен журналист Александр Артемьев, которому сломали руку в отделении милиции после задержания как частного лица на акции оппозиции 31 мая. «Жестокость российских законов компенсируется необязательностью их выполнения» — это банальное заключение остается верным, ведь практически ни одно резонансное преступление в отношении журналистов так и не раскрыто, — говорит Артемьев. — И мне странно думать, что человек, допустим, получивший заказ убить журналиста, откажется, исходя из того, что ему грозит срок, скажем, не 10, а 15 лет».
«Здесь речь идет о здоровье журналиста: мы должны хорошо видеть и слышать, чтобы рассказывать обществу то, что происходит на самом деле, и отстаивать его интересы», - согласился с инициативой депутатов председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов в комментарии «Интерфаксу».
О необходимости ужесточения наказания за нападения на работников СМИ заговорили после жестокого избиения спецкора газеты «Коммерсантъ» Олега Кашина 6 ноября. Тогда о готовности законопроекта заявил сначала председатель президентского совета по правам человека Михаил Федотов, позже Борис Резник. По замыслу Федотова, необходимо было разъяснить статью Уголовного кодекса, ужесточающую наказание за преступление в связи со служебной деятельностью или исполнением общественного долга (речь идет о подпункте «ж» пункта 1 статьи 63 УК, который предусматривает, что такие преступления считаются в суде отягчающим обстоятельством — «Газета.Ru»). Члены совета предлагали дописать, что общественная деятельность — это и журналистика, и правозащитная работа. Правда, законопроект в версии Федотова так и не был внесен, а Резник стал соавтором нового коллективного проекта.