Управление делами президента сменит флот, которым пользуется глава российского государства. Первой, уже в 2011 году, будет заменена морская яхта «Кавказ». Вместо нее построят более современный и компактный корабль.
«Фактически сейчас морского корабля нет», — пояснил «Газете.Ru» пресс-секретарь управделами Виктор Хреков. «Имеется катер «Кавказ», но ему миллион лет, и переделан он из военного корабля», — добавил он.
Пояснить, какой именно корабль будет заказан на смену «Кавказу», Хреков не смог, не сказал он и о его оценочной стоимости. Его начальник, управделами президента Владимир Кожин в интервью «Московскому комсомольцу» пояснил, что новый морской корабль президента «будет современным, надежным и небольшим, порядка 50 метров в длину».
Это в целом соответствует параметрам нынешнего «Кавказа». Эта яхта была построена уже несуществующим производственным объединением «Алмаз» для советского лидера Леонида Брежнева в 1980 году. Судно имеет в длину 45 метров, его осадка 2,5 метра, а водоизмещение 254 тонны. «Кавказ» способен развивать скорость до 31 узла.
Яхта проходила плановый ремонт только в 2001–2002 годах на родном заводе. Тогда на ней были заменены двигатели, установлено новое навигационное оборудование и система управления движением, переоборудована система шумоподавления и снижения вибрации.
Был полностью сменен интерьер яхты, до этого отражавший стиль 70-х, включая сделанных в технике макраме декоративных сов, висевших в спальнях гостей. Палуба теперь выполнена из вьетнамского тика, а стены отделаны вишневыми и черешневыми панелями. Были установлены современная акустическая система, натяжные французские зеркальные потолки. Минималистичную мебель заменили диваны из белой кожи. Яхта, приписанная тогда еще Отдельной федеральной погранслужбе, была сдана в мае 2002 года. Стоимость переоборудования яхты оценивалась тогда в СМИ в $1 млн.
По данным профильного сайта SuperYachts.com, стоимость новой яхты с аналогичными характеристиками составляет порядка €30 млн.
«Кавказ» стал известен в сентябре 2005 года, когда на его борту тогдашний президент Владимир Путин объявил о создании четырех национальных проектов: «здоровье», «образование», «жилье», «развитие агропромышленного комплекса».
Два месяца спустя курировать их был призван новый вице-премьер Дмитрий Медведев.
До этого в разделе «Водный транспорт» на сайте президента фигурировал только раритетный речной теплоход «Россия», построенный на «Северной верфи» в 1973 году. Приписанный к порту Москвы и стоящий на приколе в Химкинском водохранилище корабль длиной 83,6 метра способен принимать до 40 пассажиров. Судно капитально ремонтировалось дважды — в 1993–1994 годах на «Новой верфи» в финляндском Турку и в 2002–2003 годах на родной «Северной верфи». В этом году «Россия» прошла плановый осмотр, и, как поясняли специалисты «Северной верфи», срок ее эксплуатации продлен на 15 лет. «Он (теплоход «Россия» — «Газета.Ru») пока справляется со своей задачей», — утверждает Кожин.
На «России» есть три каюты класса люкс, девять менее комфортабельных двухместных кают, еще девять кают на двоих с двухъярусными койками, а также конференц-зал, ресторан, кафе-веранда, салон отдыха и сауна.
Ранее в президентский флот включались как минимум еще три яхты. Это штабная яхта «Буревестник», а также яхты класса «люкс» «Паллада» и «Олимпия». В 2008 году управделами президента официально открестилось от этой собственности.
Многофункциональный служебно-разъездной катер «Буревестник» длиной 27,4 метра способен развивать скорость до 22 узлов и рассчитан на 20 человек. «Буревестник» был построен на «Северной верфи» и ныне состоит на балансе Ленинградской военно-морской базы. На нем помимо двух салонов на верхней палубе и четырех двухместных кают на нижней есть отдельная двухъярусная каюта, состоящая из рабочего кабинета, спальни и санузла. Этот катер использовался во время торжеств, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга.
Формальная принадлежность «Паллады», построенной на Московском судостроительном и судоремонтном заводе в 2003 году по проекту нидерландской компании Timmerman Yachts, неизвестна. Как писала несколько лет назад «Новая газета», бывший начальник протокола президента Бориса Ельцина Владимир Шевченко признавал, что изначально судно строилось по заказу управделами президента. 31-метровая трехпалубная яхта с запасом хода на 2,5 тысячи морских миль оборудована на момент постройки новейшим навигационным оборудованием, системами шумо- и виброизоляции. На ее борту помимо прочего есть и сауна.
Впервые пришвартовавшаяся в Сочи в 2002 году «Олимпия» — самая роскошная и самая загадочная из яхт, которые когда-либо приписывались президенту Путину. Построенная в Нидерландах на верфях FeadShip, зарегистрированная, по данным сайта SeaAgent.com, на Каймановых островах и управляющаяся кипрской дочкой государственной компании «Совкомфлот» Unicom Management Services, эта 57-метровая яхта способная развивать скорость почти 13 улов. В пользу государственной принадлежности корабля говорили и частые остановки судна в Сочи и Туапсе, и охрана ее силами ФСО. В прессе стоимость корабля оценивалась в $57 млн.