В воскресенье граждан Киргизии попросят ответить, согласны ли они с положениями новой конституции страны и упразднением действующего Конституционного суда, а также готовы ли они видеть Розу Отунбаевой президентом до конца 2011 года.
Квадратика в бюллетене два, и галочка, поставленная в «Да» или «Нет», означает ответ на все три вопроса.
Временное правительство Киргизии настолько сильно хочет услышать ответ своих граждан, что проводит референдум спустя две недели после завершения межэтнической резни на юге страны.
В ходе киргизо-узбекского противостояния погибли от 264 (официальные данные минздрава) до 2 тысяч (по словам Отунбаевой и других политиков) человек. Ситуация в столицах южных областей — Оше и Джалал-Абаде — более или менее успокоилась, однако в любой момент конфликт может вспыхнуть вновь. По данным ООН, более 400 тысяч граждан Киргизии вынуждены были покинуть свои дома.
Тем не менее ВП настаивает на проведении референдума и на юге страны, где до 25 июня включительно действовал режим ЧП. По словам члена ЦИК Галии Алымбековой, в Джалал-Абадской области открыто 40 участков, в Ошской — 467, и еще 82 в самом городе Ош.
Временное правительство всеми силами пропагандирует референдум, скидывая на город листовки с призывом прийти на участки.
Для членов временного правительства, принятие новой конституции — единственный способ наконец обрести легитимность в глазах собственного народа и международного сообщества.
В апреле ВП неожиданно для него самого получило власть, выпавшую из рук свергнутого президента Курманбека Бакиева в результате народного восстания.
«Референдум послужит стабилизации ситуации в стране. После всенародного голосования будут объявлены выборы, и в Киргизии начнется процесс формирования легитимной власти. Без него мы не сможем войти в правовое поле», — цитирует 24.kg силового вице-премьера ВП Азимбека Бекназарова.
«27 июня вечером, укладывая детей спать, что вы скажете им? Сегодня мы сделали ради вашего будущего все что могли? Мы проголосовали за то, чтобы вы жили достойно в достойном государстве? Или скажете, что ничего не сделали? Что бросили их и свое будущее в неуправляемый поток бурлящих страстей и бесконтрольных эмоций?.. 27 июня судьбу поколения может решить один голос. Ваш голос», — обратился к жителям Киргизии зампред ВП Омурбек Текебаев.
Для того чтобы все южане, включая вынужденных переселенцев, пришли на референдум, им разрешили голосовать не только по месту прописки. Для этого достаточно будет устно объяснить причину на «чужом» участке. Кроме того, гражданин Киргизии, включенный в список беженцев, сможет высказаться по новой конституции и без паспорта.
Временные власти подстраховались и отменили нижний порог явки: референдум состоится, даже если на участки придут три человека. При этом председатель ЦИК Киргизии Акылбек Сариев заверил, что заставлять вынужденных переселенцев участвовать в референдуме никто не будет.
Спешка временного правительства раздражает жителей юга страны, не входящих в состав ВП политиков и правозащитников.
Бывший глава аппарата Отунбаевой Эдиль Байсалов призывал власти перенести референдум хотя бы на неделю.
«Я не против самого референдума или текста конституции. С учетом опыта 2005 года мы в апреле разрушили все государство, и теперь нужно строить все заново. Референдум должен основать новое государство, но трагическая ночь на 11 июня все изменила», — сказал Байсалов «Газете.Ru».
Он напомнил, что у временного правительства и до межэтнических столкновений был «низкий кредит доверия» на юге: «Ош лежит в руинах и дымится, сотни тысяч граждан стали беженцами, на юг пришла беда, но ВП показывает людям, что их не волнует, что скажут южане, им все равно придется жить с новой конституцией».
«Они говорят, что если велосипед остановится, то он упадет. И вместо того, чтобы южан вовлекать в диалог, игнорируют их. Если сотни тысяч граждан не проголосуют, то легитимность референдума и всей конструкции страны будет под угрозой», — считает Байсалов.
Эксперты и правозащитники поддерживают идею референдума, сомневаясь при этом в способности ВП обеспечить его проведение. Так, 23 июня в Оше были похищены пять членов местного избиркома (позже они были отпущены на свободу). Немаловажно и то, что идею проведения референдума еще в минувшее воскресенье поддержали главы МИД США и России.
«Референдум должен состояться, но вызывает сомнение организационные возможности ВП организовать его на юге», — считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Князев. Эксперт опасается, что «недостатки референдума создают почву для последующего предъявления претензий противниками власти».
«Существует большая опасность, что сторонники Бакиева воспользуются ошибками временных властей при проведении референдума и организуют акции протеста, потребуют отмены результатов голосования», — сказал Князев «Газете.Ru».
По мнению Князева, никто точно не знает планов и возможностей бакиевцев организовать новые беспорядки. Эксперт, как и представители временных властей, не сомневается, что спровоцировали киргизо-узбекскую резню именно сторонники и родственники экс-президента Бакиева. Сам он находится в Минске и все обвинения отвергает.
Вот и подавший в отставку в знак протеста против референдума начальник УВД Ошской области Омурбек Суваналиев уверен, что, «проводя референдум, власти республики подвергают граждан смертельной опасности» и ставят под угрозу только что установившееся «хрупкое спокойствие на юге», сообщает РИА «Новости».
Часть правозащитников верят, что временное правительство может гарантировать безопасность и контролировать ситуацию. «Мы, правозащитники, надеемся, что всенародное голосование пройдет честно и открыто. И поможет в этом маркировка, которая предотвратит многократное голосование», — сказала агентству 24.kg правозащитница Динара Ошурахунова.
По данным МВД Киргизии, для организации безопасности участников избирательного процесса непосредственно в избирательных комиссиях референдума по всей республике будут работать около 7820 сотрудников милиции и 7,5 тысячи добровольных дружинников. Однако тот же Байсалов утверждает, что порядок на юге сейчас достигается за счет репрессий силовиков, что «чревато серьезными потрясениями».