Главными претендентами на освободившийся после гибели Леха Качиньского пост президента Польши являются брат покойного Ярослав и нынешний и. о. президента Бронислав Коморовский.
В предвыборной гонке пока достаточно уверенно лидирует Коморовский. Согласно различным социологическим опросам, его отрыв от Качиньского составляет от 6 до 18%.
Польское радио приводит в пятницу данные института Homo Homini, по которым за и. о. президента, занимающего пост зампредседателя правящей партии «Гражданская платформа», готовы проголосовать 41,1%, а Качиньского поддерживают 35,7%.
Другие кандидаты шансов на выход во второй тур голосования (состоится 4 июля) не имеют: лидер «Союза демократических левых сил» Гжегож Наперальский набирает 9,1%, Вальдемар Павляк от ПСЛ — 4,8%, остальные — меньше 3%. Впрочем, по опросу PBS DGA, Коморовский и вовсе побеждает — 51% против 33% Качиньского.
В победе Коморовского во втором туре уверен и член российско-польской Группы по сложным вопросам, доцент МГИМО Артем Мальгин. «Его «Гражданская платформа» контролирует парламент и правительство, то есть имеет определенный административный ресурс. Партия показала свою состоятельность в условиях экономического кризиса, и экономика страны показывает прирост, что необычно для восточноевропейских стран», — сказал Мальгин «Газете.Ru».
На финише кампании Качиньский неожиданно начал догонять Коморовского, однако эксперты сомневаются в способности лидера партии «Право и справедливость» аккумулировать электорат других кандидатов во втором туре.
Коморовского уже официально поддержали экс-президент Польши и лидер движения «Солидарность» (ее важность показывает то, что оба кандидата завершают свою кампанию на родине движения, в Гданьске) Лех Валенса и экс-премьер, социалист Влодзимеж Чимошевич. Правда, другой экс-президент страны Александр Квасьневский в первом туре решил голосовать за кандидата от левых Наперальского.
На стороне Качиньского играют эмоции поляков, которые тяжело переживают гибель его брата Леха. Тот разбился 10 апреля в авиакатастрофе в Смоленске, когда летел на мероприятия, посвященные 70-й годовщине катыньской трагедии.
«Все помнят его абсолютно провальное премьерство (с июля 2006 года по ноябрь 2007-го — «Газета.Ru»). Правительство постоянно трясли скандалы, бизнес-сообщество было предельно недовольно. Ярославу нужно было заниматься не идеологией, а реальными делами, но он этого не сделал», — рассказал Мальгин.
Тем не менее Качиньский по-прежнему может рассчитывать на консервативную, традиционалистскую часть общества. «Сейчас он уже не предлагает консервативную революцию, которую «Право и справедливость» предлагала на первых триумфальных выборах», — говорит эксперт. Качиньский действительно стал мягче в высказываниях.
В интервью РИА «Новости» сам кандидат в президенты назвал избирательную кампанию «специфической» — «горькой» (из-за потери брата) и «спокойной». Самым острым ее моментом стало высказанное Качиньским обвинение в адрес Коморовского в том, что тот намерен приватизировать систему здравоохранения. Предвыборный штаб обратился в суд, который заставил Качиньского опровергнуть свои слова в эфире центральных телеканалов и запретил впредь распространять подобную информацию.
Гибель Леха Качиньского в Смоленске, по словам Мальгина, стала «черной точкой, которая добавила отношениям России и Польши эмоциональности, но не изменила их положительный тренд». «Пиком улучшения стал приезд премьера Дональда Туска в Катынь. Проблем в отношениях Москвы и Варшавы не осталось, и идеальным вариантом стало бы формирование в российской элите мнения, что Польша является главным российским партнером в Восточной Европе, как Франция и Германия — в Западной», — считает эксперт.
Оба кандидата в президенты намерены улучшать отношения с Россией. Качиньский пообещал в случае победы совершить один из первых международных визитов в Москву, а Коморовский уже договорился с Дмитрием Медведевым о его визите в Варшаву.
«Как мне кажется, после этого перелома, обнародования правды о катынской трагедии, которая осложняла польско-российские отношения многие годы, можно и нужно сделать очередные новые шаги к примирению», — говорил Коморовский. В свою очередь, Качиньский надеется, что российско-польские «отношения войдут в фазу нормальных контактов, а затем трансформируются в фазу взаимовыгодных отношений».
Раньше Ярослав был противником Москвы, в период правления в Польше братьев Качиньских отношения России и Польши серьезно испортились. Поэтому для отношений России и Польше более выгодна победа кандидата от «Гражданской платформы». «Конечно, Коморовский более открыто и сознательно идет на сближение с Россией. Качиньский будет делать это с постоянными оговорками, но ситуация изменилась. За жесткую антироссийскую политику его будут считать неадекватным», — уверен Мальгин.
Впрочем, конкретной программы отношений с Россией нет ни у одного кандидата, считает Мальгин, так как «они (отношения — «Газета.Ru») монополизированы Туском».
Разграничение функций премьера и будущего президента является одной из главных тем предвыборной программы.
Туск хочет играть главную роль, но ни Качиньский, ни коллега Туска по партии Коморовский не хотят отдавать ему власть целиком. «Полномочия у президента невелики, и ему нужно придумывать свои ниши, в том числе на российском направлении», — считает Мальгин.
Другой важной темой предвыборной борьбы стала интеграция Варшавы в Евросоюз. Коморовский на предвыборных дебатах подтвердил, что будет придерживаться курса на дальнейшую интеграцию с ЕС, а отношения с восточными соседями нужно строить через «Восточное партнерство» и другие проекты Евросоюза. Качиньский, которого называют евроскептиком, намерен выстраивать собственную политику в отношении стран Балтии, Грузии.