Аудитория блогов президента России Дмитрия Медведева на официальном сайте (blog.kremlin.ru) и blog_medvedev в «Живом журнале» (www.livejournal.com) перестала расти прежними темпами, а комментариев стало заметно меньше.
По данным на 19 марта, на кремлевском сайте было активировано 67315 посетителей, из них 16511 оставили свои комментарии – сейчас в общей сложности 70990 сообщений. Регистрация на blog.kremlin.ru была открыта 12 января прошлого года, и, чтобы получить возможность написать президенту, необходимо было заполнить анкету, а затем дождаться ее активации.
На 6 марта на сайте было зарегистрировано 65600 человек – за две недели прибавилось 1715 человек (данные предоставлены пресс-службой президента). Примерно такие темпы прироста аудитории фиксируются уже несколько месяцев – около одной тысячи человек в неделю, из них комментарии оставляют в среднем 250 человек.
В первые дни работы блога на kremlin.ru активность примерно в одну тысячу читателей (или даже выше) фиксировалась на ежедневной основе.
Пользователей, которые подписались на блог президента в «Живом журнале», на данный момент 13303. С 6 марта лишь 97 человек решили добавить в свою «френд-ленту» сообщество президента.
По состоянию на 6 марта, число опубликованных комментариев составило 10 444, из них 26 февраля – 4 марта было получено 1902 сообщения.
Сообщество в «Живом журнале», которое заработало 11 месяцев назад, 21 апреля 2009 года, за время его существования успели посетить 1508279 уникальных посетителей, а количество просмотров блога составило 3776826.
Как и в случае с blog.kremlin.ru, основной наплыв читателей в сообщество в ЖЖ произошел в первые дни его существования. За два дня на блог Медведева подписались более 4500 пользователей ЖЖ, а к первому посту в сообществе за несколько часов было оставлено 1,5 тысячи комментариев.
Ориентироваться на большую активность «френдов» в начале не стоит, утверждают в Кремле. Администрации президента важно получать комментарии по делу, а не бессмысленные обращения, говорит пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова. Первые комментарии в обоих блогах далеко не всегда были содержательными – читатели радовались, что могут оставить комментарий президенту, было немало сообщений «+1», а также обсуждений, будет ли Медведев сам читать комментарии. «Он сам старается прочитать комментарии», — заверила Тимакова.
«У нас не было цели конкурировать с drugoi или tema (одни из наиболее популярных блогеров в ЖЖ. — «Газета.Ru»). Блог хорошо развивается. Мы вполне им довольны», — уверяет Тимакова.
По ее мнению, уже сформировалась аудитория блога, появляются отдельные авторы, которые комментируют сообщения на постоянной основе.
У Кремля нет задачи «затащить всю страну в блог», — настаивает источник в администрации президента, знакомый с организацией работы в блогах. Есть желание получать информацию из первых рук, а если ее будет слишком много, то может не хватить времени на ее модерацию и обработку, утверждает он.
В первые полгода работы блогов площадка использовалась для специальных видео-обращений Медведева по актуальным темам: все появления президента в блоге становились новостными поводами (борьба с коррупцией, отзыв посла с Украины и проч.). Теперь уникальных записей для блога почти нет.
Последней записью с резонансом стало видео о том, что Михаил Зурабов не поедет работать послом в Киев от августа прошлого года. 10 февраля появилась запись по итогам похода президента в центр современного искусства «Винзавод». Запись про смысл фотографии особого интереса у читателей президентских блогов не вызвала: на кремлевском сайте было оставлено 92 комментария, в ЖЖ – 412.
Вместо спецобращений теперь раз в неделю выкладывается хроника — фрагменты выступлений главы государства на разных мероприятиях. Периодически пользователи обсуждали их с большим энтузиазмом, чем посещение Медведевым фотовыставки. На выступление о необходимости введения четких правил на ношение травматического оружия в ЖЖ было оставлено 899 комментариев, а на сообщение о новых схемах разворовывания бюджетных средств — 741.
По словам Тимаковой, специальные высказывания для интернет-аудитории еще будут. В Кремле ищут «золотую середину» между темами для интернет-аудитории и выступлениями по повестке дня, признает она. «Мы не можем быть развлекательным ресурсом», — констатирует она.
Блог помог наладить работу с ведомствами по обращениям граждан, приводит положительный результат пресс-секретарь. Например, на обращение о нелегальных игровых заведениях вне определенных для этого зон пользователи стали присылать сообщения с адресами таких мест. В начале декабря 2009 года администрация президента передала в МВД для проведения проверки 21 обращение. По ним всем были приняты решения, среди принятых мер — штрафы, обращения в суд, изъятие лотерейного оборудования и другие.
«Жаловаться на коммунальные услуги в блог президента необязательно, лучше к губернатору, а и то в муниципальное собрание. Но все равно таких жалоб много», — говорит Тимакова. Блоги президента также использовались для сбора идей и информации осенью 2009 года при подготовке послания Федеральному собранию, которое было озвучено в ноябре 2009 года. В «Газете.Ru» 10 сентября была опубликована статья «Россия, вперед!», в который был указан специально созданный почтовый адрес для отправки сообщений. Часть комментариев была получена и через блоги Медведева. На момент оглашения послания было получено в общей сложности 18657 комментариев. В послании Медведев действительно 4 раза упомянул отклики читателей.
Тимакова считает важным эффектом и то, что собственные страницы стали заводить чиновники и политики. Еще до появления своей странички у президента свои ресурсы были у губернатора Пермского края Олега Чиркунова и главы Кировской области Никиты Белых – по следам последнего свои блоги стали вести и члены правительства региона. О своей деятельности пишут в сети председатель Совета федерации Сергей Миронов и спикер Госдумы Борис Грызлов, а также ряд депутатов. В общей сложности, по данным сайта www.goslyudi.ru, есть 46 блогов у органов федеральной власти, 11 у проектов, ведомств и госструктур, 9 у руководителей госструктур и 123 у региональных властей.
То, что и другие чиновники потянулись в блогосферу, – «это единственный эффект» от появления блога Медведева, считает руководитель интернет-проектов ВГТРК и ведущий обзора блогов на «Вести.fm» Аскар Туганбаев.
«Эти блоги тоже довольно формальны, но они есть. По сути, свои блоги ведут Чиркунов и Белых, но они это начали делать раньше», — пояснил он «Газете.Ru». В остальном же эффекта от блога нет, уверен эксперт, да и не особо видна судьба обращений граждан. По его мнению, это было сделано как знак, что президент близок к современным тенденциям, однако вместо нормального формата в виде web 2.0, «был создан фактически интерфейс, позволяющий передавать свои обращения не в режиме офлайн».
«Никаких реальных изменений блог не принес — он работает как обычная общественная приемная. Кроме того, стало очевидно, что президент блогом не занимается, а для этого есть специально обученные люди», — говорит генеральный директор агентства «Коммуникатор» Виктор Майклсон. Разочаровалась в блогерах и администрация президента, которая ожидала от сотрудничества с ними большего, полагает эксперт. Тем не менее закрывать проект не будут, считает Майклсон, так как задачу создания имиджа Медведева как молодого прогрессивного политика он выполняет. Но очевидно, в ближайшее время от администрации президента следует ждать новых пиар-шагов, прогнозирует собеседник «Газеты.Ru».