Сербский президент Борис Тадич и Фатмир Сейдиу, президент Косово, в одностороннем порядке провозгласившего свою независимость почти два года назад, могут встретиться уже в марте.
Тадич подтвердил, что Белград не будет больше возражать против участия Приштины в международных встречах, но только если та будет представлена не правительством косовских албанцев, а миссией ООН в Косово (МООНК).
Заявление сербского президента было распространено радио и телевидением Сербии после того, как приштинская газета Ekspres со ссылкой на главу словенского МИДа Самюэля Жбогара сообщила о готовящейся встрече двух президентов.
Она должна состояться в рамках саммита лидеров стран Балканского полуострова и руководства Евросоюза, которая намечена на конец марта в Словении. Косово, как утверждают в Любляне, будет представлено на конференции «в надлежащем формате».
Конференция, которая должна стать «первой за 18 лет встречей, на которой будут присутствовать все лидеры региона без исключения», организуется совместными усилиями Словении и Хорватии при поддержке Европейской комиссии и Совета Европы.
По словам представителей администрации президента, которых цитирует белградская радиостанция B92, участие в ней косовских представителей под эгидой МООНК не будет противоречить резолюции 1244 Совета Безопасности ООН. Этот документ, принятый в июне 1999 года после завершения натовской операции против тогдашней Югославии, в Сербии и сейчас считают юридическим фундаментом для оспаривания легитимности независимости Косово.
Ранее, как напоминает РИА «Новости», Тадич отказывался от участия во многих международных встречах из-за приглашения на них представителей косовской администрации. В частности, он не приехал на инаугурацию нового хорватского президента Иво Йосиповича 18 февраля.
Евросоюз настойчиво указывает, что залогом сближения Белграда и Брюсселя должна стать нормализация отношений Сербии с ее бывшей провинцией. Последний раз об этом 18 февраля заявила глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон.
Курс на скорейшую евроинтеграцию Белград взял окончательно после избрания Тадича в 2008 году президентом. Переговоры о членстве Сербии в ЕС начались в декабре прошлого года, когда Белград официально подал заявку о вступлении в региональный союз. Брюссель тогда же согласился предоставить Сербии антикризисный кредит в размере €50 млн, обещав и дальше поддерживать депрессивную балканскую республику финансово.
В ходе своего турне по Балканам в середине февраля этого года Эштон встречалась и с Тадичем, заверив того в приверженности ЕС скорейшему сближению с Сербией и по возможности ее присоединению к союзу. «Много еще требуется сделать, ― подчеркнула на пресс-конференции она. ― Но я верю, что Сербия привержена необходимым реформам, и поэтому мы (выражаем) приверженность нашему партнерству в этом процессе». В частности, от Белграда по-прежнему требуется сговорчивость в вопросе о выдаче подозреваемых в военных преступлениях в ходе войн 1992―1995 и 1998―1999 годов Международному трибуналу по бывшей Югославии в Гааге. По словам главы европейской дипломатии, «различный подход к Косово не должен становиться препятствием в практических вопросах».