Сотрудники Департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД задержали членов преступной группировки, торговавшей местами в Совете федерации, рассказал в среду «Газете.Ru» глава пресс-службы ведомства Андрей Пилипчук. Оперативники, говорит он, взяли группу в разработку более полугода назад. «За это время наши сотрудники успели понять, что имеют дело с серьезными людьми. Они работали очень слаженно и очень осмотрительно. У них даже были люди, отвечающие за контрразведку перед встречами с «клиентами», — сказал он.
По словам Пилипчука, в группу, торговавшую местами сенаторов, входил один из депутатов Магаданской облдумы, его знакомая и двое их помощников, отвечавших за безопасность во время сделок.
Имена задержанных в интересах следствия пока не называются. В Магаданской облдуме от комментариев отказываются.
«Мы начали их разрабатывать, когда узнали, что их услугами как раз полгода назад решил воспользоваться один из местных коммерсантов», — рассказал представитель ДЭБ. Суть услуги заключалась в том, что предприниматель должен был «проспонсировать» включение депутата, якобы имеющего «серьезные связи» в Москве, в список будущих губернаторов от той или иной области. «Она не уточнялась: речь шла о первом же вакантном месте. Это длительная схема», — пояснил собеседник «Газеты.Ru».
За продвижение депутата в губернаторы коммерсант должен был заплатить 45 млн рублей.
Став губернатором, член заксобрания обещал пролоббировать своего клиента на пост сенатора от той области, которую ему предстояло возглавить.
«Но на деле оказалось, что никаких связей в Кремле у них нет и ни за какие деньги они ничего сделать не смогут, поэтому дело и будет возбуждено по статье «мошенничество», — пояснил Пилипчук.
По его словам, этот эпизод может стать не единственным в уголовном деле, так как, по оперативным данным, группировка действует уже не первый год.
Спикер СФ Сергей Миронов признает, что попытки попасть в число кандидатов в сенаторы за деньги предпринимались, «но такие кандидаты были отсеяны».
Высокопоставленный источник «Газеты.Ru» в СФ рассказал, что однажды совет не утвердил четырех подряд кандидатов от одного из российских регионов, потому что в палате знали, что «каждый последующий кандидат приносил исполнительной власти региона большую сумму, чем предыдущий». Речь может идти о Ненецком автономном округе, допустил источник.
В мае 2006 года Миронов потребовал досрочно прекратить полномочия сенаторов от четырех регионов, в числе которых был представитель исполнительной власти Ненецкого АО, владелец алкогольной компании «Ливиз» Александр Сабадаш. Миронов обвинил сенатора в осуществлении коммерческой деятельности, что противоречит действующему законодательству.
В Совете федерации уверены, что все, кто работают сенаторами сейчас, — честные люди. «Сегодня идет очень тщательный отбор (кандидатов в сенаторы), — заверил «Газету.Ru» зампред комиссии СФ по контролю за обеспечением деятельности СФ Анатолий Васьков. – Случайных людей в СФ не бывает».
«Вспомним, что какое-то время назад в СФ насчитывалось порядка 10 фигурантов списка журнала Forbes. Ясно, что за руку никто никого не ловил, но слухи о том, что место в сенате можно купить, просто так не появляются», — говорит депутат Госдумы Александр Хинштейн.
В «Единой России», которая, по новым правилам, получила право выдвигать списки кандидатов на губернаторские посты в большинстве регионов, отрицают возможность попадания за деньги в губернаторские списки. «Вся система выдвижения кандидатов на высшие региональные посты специально выстроена для того, чтобы таких вещей не было», — заявил «Газете.Ru» депутат Госдумы, руководитель МКС ЕР по Центральному федеральному округу Иван Лобанов.
Схема, разработанная в Магадане, стара как мир, говорит политолог Станислав Белковский. Она использовалась еще в Советском Союзе при получении денег за поступление абитуриентов в вузы. «Получалось, что либо абитуриент поступал сам — и все заслуги приписывались людям, получившим деньги, либо не поступал — и тогда деньги возвращались», — пояснил эксперт.
Белковский считает, что сумма в 1 млн евро как минимум на порядок ниже реально существующей для попадания на пост губернатора и сенатора.
По словам эксперта, минимальная цена губернаторского кресла в настоящее время составляет 10 млн евро. В наиболее богатых регионах стоимость этого места может доходить до 100 млн евро. «Эти деньги не в виде наличной взятки , а в виде различных услуг готовы платить финансово-промышленные группы, поддерживающие того или иного кандидата», — сказал эксперт. Поверить мошенникам с ценой кресла в 1 млн евро могут люди, не знающие механизма принятия решений, считает Белковский.
В большинстве случаев подобные группы мошенников действительно имеют связи с чиновниками на среднем и низшем уровне в кремлевской администрации, добавил эксперт. Эти чиновники не могут влиять на принятие решений, но могут заказать пропуска в Кремль или составить бумагу о том, что кандидатура заплатившего деньги действительно рассматривается в числе претендентов на ту или иную должность. «Это заставляет человека поверить (в то, что он имеет дело не с мошенниками)», — пояснил собеседник «Газеты.Ru».
Миронов косвенно подтверждает: мошенники нередко используют и название СФ в своих схемах. В частности, спикеру СФ известны случаи, когда бывшие помощники сенаторов от имени своих экс-начальников рассылали на фирменных бланках СФ приглашения предпринимателям на различные семинары и «круглые столы», за участие в которых предлагается заплатить.
Для подобных встреч использовались помещения в офисе СФ на Новом Арбате, рассказал Миронов. В этом офисе есть зал заседаний, право на использование которого не принадлежит СФ.
В ДЭБ признают, что в 2009 году такой способ мошенничества стал довольно популярным. «Мы весь год ловили то каких-то лжегенералов, то помощников депутатов с фальшивыми корочками. Дело-то очень серьезное. Такие персонажи очень сильно дискредитируют органы власти», — говорят в ведомстве. Так, летом оперативники ДЭБ МВД задержали в Москве некоего Михаила Сизова, выдававшего себя за генерал-майора милиции Российского национального бюро Интерпола. Он также знакомился с предпринимателями, которым за вознаграждение обещал «решить любой вопрос» посредством своих связей в префектуре Северного административного округа столицы. Однако, кроме фальшивой «корочки» и мундира, у Сизова не было ничего – сразу же после получения денег он скрывался.
«Контроль за такого рода мошенниками невозможен. Это будет то же самое, что ставить на контроль каждого карманника», — считает Хинштейн.