В пятницу Госдума рассматривала накопившиеся за несколько дней протокольные поручения депутатов, которые они дают профильным комитетам палаты по тем или иным проблемным вопросам.
Это было перед самым обедом, когда депутаты уже покидают зал, и в этот момент на своих местах остаются всего несколько десятков народных избранников. Если в ходе рассмотрения протокольное поручение не встречает возражений комитета по регламенту, то оно считается принятым автоматически.
Так и произошло с поручением, которое внесли депутаты-коммунисты Владимир Кашин, Борис Кашин и Вадим Соловьев. Они предлагали комитету по законодательству нижней палаты запросить у правоохранительных органов информацию о правомерности задержания и ареста на 10 суток 31 октября одного из лидеров движения «Другая Россия» — Эдуарда Лимонова. В тот день Лимонов был схвачен сотрудниками ОМОНа, едва ступив на площадь, а позже приговорен к аресту за организацию несанкционированного митинга. «Обращаем внимание, что ряд общественных организаций и их руководители сталкиваются с жестким противодействием исполнительной власти при попытках реализовать конституционное право на свободу собраний», — отметили авторы поручения.
Спустя два часа, когда обед закончился, единороссы опомнились. В зал заседаний они вернулись с твердым намерением исправить собственную ошибку.
Ранее в палате уже случались переголосования, но, как правило, это происходило в думах предыдущего созыва, когда непопулярные законы недобирали нужного числа голосов. Что касается уже принятых решений, то они депутатами обычно не отменяются.
Таким образом, в пятницу случился прецедент. Член комитета по законодательству Ольга Гальцова, которая была назначена ответственной за то, чтобы отследить поручение, объяснила депутатам, что просмотрела поручение и не успела возразить, так как давала интервью в коридоре. Она пояснила, что решение «выходит за рамки компетенции нашего комитета, поскольку господин Лимонов был арестован на основании решения суда, и комитет не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов».
За это она получила нагоняй от ведущего заседания первого вице-спикера Госдумы Олега Морозова, который заметил, что «депутаты должны присутствовать в зале». Замруководителя фракции КПРФ Сергей Решульский в ответ призвал единороссов не дезавуировать ранее принятое решение. «Хочу сказать без ерничанья: не солидно для Вас принимать отменять ранее принятое решение. Ведь эта новость уже на лентах информагентств».
Единороссы его не послушали и на этот раз дружно проголосовали за отмену поручения.
«У нас обычно перерыв с 14 до 16, тут с 14 до 15 решили рассмотреть протокольные поручения, я в это время давала интервью, а представителей комитета в зале не было. А так как решение было принято без учета мнения комитета, его пересмотрели», — невинно объяснила позже «Газете.Ru» причины случившегося депутат Гальцова.
А единоросс Андрей Назаров предложил коммунистам вместо поручения отправить депутатский запрос. «Такие случайности бывают. Раньше начали рассматривать – никто не знал, что это раньше произойдет. Это просто техническая деталь, о несогласованности речи не идет», — сказал он.
Коммунист Вадим Соловьев, в свою очередь, предположил, что «изначально они («Единая Россия» — «Газета.Ru») руководствовались тем, что, по их мнению, в этом поручении нет ничего особенного». «Но потом, когда появилась информация, их поправили. Кураторы отреагировали — и решение отыграли назад», — предположил парламентарий. «Произошло нарушение регламента, хотя «Единая Россия» плюет на регламент», — заметил его коллега по фракции Валерий Рашкин.
Сам писатель Лимонов сказал «Газете.Ru», что был удивлен самим фактом рассмотрения этого вопроса и меньше всего ждал, что Госдума что-то инициирует. «Трусость все-таки взяла верх над храбростью, храбрые хотели выяснить причины, но потом «Единая Россия» бросилась тушить пожар. Видимо, за два часа им успели объяснить в Кремле все, что нужно», — считает он.