Арест подполковника Михаила Хачидзе произошел почти сразу после окончания российско-грузинской пятидневной войны. Военного арестовали в городе Георгиевске Ставропольского края, где тот служил, 14 августа прошлого года. ФСБ сообщила тогда об аресте как о крупном успехе контрразведки. Следствие предъявило Хачидзе обвинение по статье 275 УК РФ — «государственная измена». В пятницу Северо-Кавказский окружной военный суд вынес приговор по этому делу.
В зале суда Хачидзе тщательно скрывал лицо от фото- и видеокамер. Судья Олег Юголайнин тем временем зачитывал материалы судебного разбирательства, из которых следовало, что, будучи заместителем командира одной из войсковых частей Северо-Кавказского военного округа, подполковник Хачидзе занимался сбором и передачей сведений о войсках округа спецслужбам Грузии. «В октябре 2007 года в городе Батуми Хачидзе познакомился с неким Георгием, представителем министерства обороны Грузии. Подполковник Хачидзе согласился выполнять задание по сбору и передаче известных ему по службе сведений военного характера, в том числе составляющих гостайну», — утверждалось в тексте приговора.
Как следует из материалов судебного слушания, самые важные для Грузии сведения военнослужащий России передал в тот момент, когда грузинские войска готовили спецоперацию по захвату Южной Осетии.
«С июня по август 2008 года им были собраны и переданы сведения о боевой деятельности Северо-Кавказского военного округа, мобилизационных планах командования», — сообщил подполковник ФСБ СКВО Сергей Пархоменко. Он же предоставил журналистам видеозапись допроса Хачидзе, из которого следовало, что подполковник добровольно во всем сознался. «В октябре 2007 года мне на мобильный телефон позвонил неизвестный мужчина. Назначил встречу. При встрече он сказал, что представляет министерство обороны Грузии и что Грузия нуждается в моей помощи. При этом он сказал, что знает все о моей семье. Я вынужден был согласиться, — сетовал следователям Хачидзе. — Его интересовали все сведения под грифом «секретно». Мне удалось скопировать на флешку некоторые элементы версии секретных документов военного характера».
За свои услуги, по данным следствия, Хачидзе получил две тысячи долларов.
«Деньги он якобы одолжил. Это преступление он совершил в силу своих низких моральных качеств. Как установило следствие, он был постоянно должен и, когда занимал деньги у грузинской спецслужбы, также был в долгах», — пояснил прокурор СКВО Владимир Милованов.
Впрочем, в деле нашлись смягчающие обстоятельства. Судья, вынося приговор, заявил, что у подсудимого на иждивении семья и трое детей, причем сын с ограниченными возможностями, то есть практически инвалид. Кроме того, подсудимый пошел на сотрудничество с органами следствия и раскаялся.
В итоге Хачидзе был осужден лишь к шести годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима, тогда как наказание, предусмотренное по этой статье Уголовным кодексом, — от 12 до 20 лет тюрьмы.
Вдобавок Хачидзе лишен звания подполковника Вооруженных сил Российской Федерации.
«За последние 50 лет такого вопиющего факта, который произошел с Михаилом Хачидзе, у нас не было. Сведения, переданные бывшим военнослужащим грузинским спецслужбам, могли причинить ущерб Российской Федерации и ее обороноспособности», — резюмировал прокурор Милованов. Адвокат осужденного наотрез отказалась общаться с прессой, сославшись на занятость: она ждала копию приговора суда.