В четверг родственникам убитой сотрудницы чеченского филиала центра «Мемориал» Натальи Эстемировой было передано тело правозащитницы, со вчерашнего дня находившееся в Назрани, где с ним работали эксперты-криминалисты. Церемония прощания с погибшей прошла в сквере Журналистов в центре Грозного, напротив офиса «Мемориала», где работала Эстемирова, сообщает РИА «Новости».
У стелы Погибшим Журналистам в сквере собралось около ста человек — как коллеги убитой, так и люди, которым она помогала. На церемонии присутствовала правозащитница Светлана Ганнушкина, вылетевшая в Грозный накануне, сразу после появления сообщений о похищении Эстемировой.
За день до убийства Эстемировой обе правозащитницы побывали в Следственном управлении СКП по Чеченской республике, где подали заявление о проверке по факту возможного насильственного лишения свободы депортированного 20 июня из Египта чеченского студента Махсуда Абдуллаева – сына Супьяна Абдуллаева, соратника одного из лидеров чеченского подполья Доку Умарова, сообщила журналистам представитель СКП РФ по Чечне.
Речей на церемонии никто не произносил, все собравшиеся плакали. У памятника Погибшим Журналистам была вывешена фотография Эстемировой и выставлен плакат, на котором большими черными буквами было написано «Кто следующий?». После завершения церемонии процессия, которая сопровождала машину с телом, медленно двинулась от сквера Журналистов по главной улице Грозного — проспекту Путина — до соборной мечети «Сердце Чечни». Из Грозного тело Эстемировой повезли в село Ишхой-Юрт Гудермесского района, где на кладбище Кошкельды ее похоронили рядом с могилой отца.
Расследование убийства Эстемировой идет сразу в двух регионах — в Чечне, откуда она была похищена, и в Ингушетии, где было найдено ее тело. Контролирует ход следствия глава СКП РФ Александр Бастрыкин, прибывший в четверг в Грозный. Дело взял под личный контроль и генпрокурор РФ Юрий Чайка. МВД РФ сформировало две оперативные группы – одну в Чечне, другую в Ингушетии — и также участвует в расследовании, сказал журналистам замминистра внутренних дел Аркадий Еделев.
По словам Еделева, на сегодняшний день правоохранительные органы рассматривают четыре версии происшедшего: служебная деятельность Эстемировой (основная), «провокация лидеров бандформирований с целью дискредитации как руководства субъекта РФ (Чечни и Ингушетии – «Газета.Ru»), так и правоохранительных органов», грабеж и бытовая версия — «на основе личных отношений и неудавшихся семейных отношений», передает «Интерфакс».
Таким образом, среди подозреваемых отсутствует президент Чечни Рамзан Кадыров, которого в причастности к убийству Эстемировой обвинили коллеги погибшей правозащитницы. «Я знаю, я уверен в том, кто виновен в убийстве Наташи Эстемировой. Мы все этого человека знаем. Зовут его Рамзан Кадыров, это президент Чеченской республики. Рамзан уже угрожал Наталье, оскорблял, считал ее своим личным врагом. Мы не знаем, отдал ли он приказ сам или это сделали его ближайшее соратники, чтобы угодить начальству. А президента Медведева, видимо, устраивает убийца в качестве руководителя одного из субъектов РФ», — заявил в четверг глава центра «Мемориал» Олег Орлов.
Уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» назвал слова Орлова «провокацией». По его словам, Кадыров «хотя и президент республики, но не меньше других пострадал от войны и поэтому заинтересован в получении объективной информации о ситуации в республике». «Власти Чеченской республики, в отличие от властей других регионов, деятельность правозащитных организаций не раздражает», — заверил Нухажиев. «Кроме того, больше меня о нарушениях прав человека здесь никто не говорит», — заявил собеседник «Газеты.Ru».
Позже в своем заявлении по поводу убийства Эстемировой Нухажиев заявил о намерении обратиться в прокуратуру. «Кроме того, что он президент ЧР, Кадыров еще и гражданин РФ, обладающий всеми конституционными правами. Поэтому по поводу обвинений Орлова в его адрес мы намерены обратиться в прокуратуру с просьбой дать им правовую оценку», — говорится в заявлении.
Впрочем, о напряженных отношениях между Кадыровым и Эстемировой знали многие коллеги правозащитницы. Судя по сообщениям из Чечни, их отношения и вправду были неровными: чеченский президент то принимал правозащитников у себя и обещал им всяческое содействие, после чего, в частности, Эстемирова была введена в качестве председателя в состав Грозненского городского общественного совета по оказанию содействия в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, то, напротив, обвинял представителей правозащитных организаций в очернительстве. Как сообщается, в конце марта этого года Кадыров лично распекал Эстемирову за высказывание неверной, по его мнению, позиции в отношении обязательного ношения женских головных платков, после чего заявил, что снимает ее с поста председателя Грозненского общественного совета. «Мемориал» зафиксировал этот факт в одном из своих докладов, посвященных сотрудничеству с чеченскими властями.
За несколько дней до гибели Эстемировой Нухажиев предупредил руководство чеченского «Мемориала», что «наверху» недовольны оглаской, которую получил факт похищения и бессудной публичной казни жителя Чечни, предположительно, совершенной местными силовиками, рассказал в четверг Орлов.
«Ты понимаешь, что на самом верху крайне недовольны вашей деятельностью? Я не хочу, чтобы что-то произошло. Поэтому я вынужден буду тебя публично ругать, и, наверное, это вас обезопасит», – передал глава «Мемориала» слова Нухажиева. Сразу после этого чеченский омбудсмен распространил заявление, в котором обвинил «Мемориал» и другие правозащитные организации, работающие в Чечне, в попытках дестабилизации ситуации в республике, чтобы «доказать свою необходимость, оправдывать средства на содержание, выделяемые их реальными хозяевами».
«Газете.Ru» Нухажиев категорически опроверг факт подобного разговора с руководством чеченского «Мемориала», заявив, что эта информация «не соответствует действительности». При этом он подтвердил факт встречи с правозащитниками в минувшую пятницу, 10 июля, за день до публикации заявления о вредоносной деятельности правозащитников в Чечне. По словам Нухажиева, в ходе встречи он предложил Эстемировой помощь в расследовании сообщений о похищениях и убийствах жителей Чечни. Правозащитница, рассказал Нухажиев, приняла сотрудников аппарата омбудсмена в своем офисе, где передала имеющиеся у нее документы. По словам Нухажиева, они касались судьбы исчезнувшего Абдуллаева. Заявление же, которое было распространено 11 июля, было адресовано вовсе не чеченскому, а головному подразделению «Мемориала», заверил Нухажиев. Оно было спровоцировано повышенным вниманием правозащитников к ситуации с правами человека в Чечне после снятия там режима КТО, дал понять омбудсмен.
По словам Орлова, «последнее время «Мемориал» был единственной структурой гражданского общества, укорененной в Чечне, которая продолжала говорить о нарушениях прав человека». «Этот единственный рупор таким образом перекрывается», — сказал он.