В январе — мае наиболее сложная ситуация с доходами региональных бюджетов сложилась в Тюменской области, где они сократились на 29% по сравнению с прошлогодними показателями тех же месяцев, в Красноярском крае (на 27%), Москве (на 24%), Ханты-Мансийском АО (на 23%), Кемеровской (на 22%) и Челябинской (на 20%) областях.
Такие цифры привел Минрегион в ежемесячном мониторинге по данным на 30 июня. Особенность Москвы в том, что здесь концентрируются финансовые потоки, поэтому на ней отражаются глобальные проблемы, говорит депутат Мосгордумы от «Единой России» Иван Новицкий. По его словам, сокращение доходов на четверть означает для столицы возвращение в ситуацию двухлетней давности. «Тогда жили — и сейчас проживем», — сказал депутат.
Санкт-Петербург тоже оказался в лидерах по падению доходов. В этом мае по сравнению с прошлым бюджетные поступления города сократились на 30%.
Хуже чем в Петербурге, по итогам мая, с доходами было только в той же Тюменской области (сокращение на 39%), Кемеровской (на 36%), в Северной Осетии (на 33%), Астраханской области и Ханты-Мансийском АО (на 31%). Общее сокращение бюджетов всех российских регионов по итогам января — мая по сравнению с этим же периодом прошлого года составило 6%.
При общем снижении налоговых доходов регионов на 20% за май сокращение налога на прибыль составило 53% (в бюджеты поступило 62 млрд рублей).
Вообще не смогли собрать налог на прибыль в мае четыре региона: Коми, Хабаровский край, Архангельская и Сахалинская области.
Дагестан, Северная Осетия и Ханты-Мансийский АО не собрали и десятой части от уровня мая прошлого года. По итогам января — мая в общем доход от налога на прибыль в регионах сократился на 43%, при этом в 25 регионах — больше чем на 50%.
Ситуация в ХМАО не удивительна, говорит глава Центра региональных исследований Ростислав Туровский, так как это сырьевой регион и здесь в разы упали доходы от налога на прибыль. «А падение в Северной Осетии и Дагестане выглядит неожиданно. Северный Кавказ всегда находился внизу по уровню доходов, бюджет у республик и так был маленький, и падать было некуда. Роль сырьевых отраслей в этих регионах невелика», — отметил Туровский. Эксперт предположил, что падение доходов может свидетельствовать об уходе в тень в условиях кризиса местного бизнеса, риск сокрытия доходов высок в коррумпированных субъектах.
По оценке Минрегиона, 35 регионов столкнутся в этом году с проблемой финансирования текущих расходов, 40 регионов частично профинансируют капитальные вложения, только восемь смогут выполнить все обязательства.
В мае задолженность по зарплате выросла в 53 субъектах федерации. Наибольшая задолженность на одного занятого в экономике в Чечне — 2691 рублей на человека.
Впрочем, политолог Туровский отмечает, что для Чечни эта проблема характерна уже давно. «В Чечне зарплату не платили годами, еще со времен Масхадова, и накопленный долг не погашен до сих пор, поэтому высокий показатель задолженности по зарплате для республики не удивляет», — напомнил эксперт.