Президент России Дмитрий Медведев в пятницу подписал указ о назначении премьер-министра Ингушетии Рашида Гайсанова временно исполняющим обязанности президента республики. Премьер республики и так являлся врио главы Ингушетии со дня покушения на Юнус-Бека Евкурова 22 июня, но эти полномочия перешли к нему по конституции республики автоматически.
«Указ носит временный характер, и он будет отменен сразу, как только Евкуров после выздоровления вернется к исполнению своих обязанностей», — прокомментировал назначение руководитель президентской администрации Сергей Нарышкин.
Сегодняшний указ президента необходим для того, чтобы повысить статус самого Гайсанова и «поднять состояние» республики, объясняет первый зампред думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Москалец. «Здесь необычная ситуация: срок лечения Евкурова не определен, но чисто политически будет правильно не списывать его со счетов, — говорит депутат. — Он сильный человек, десантник, мы надеемся, что все с ним будет в порядке. Так что назначать вместо него кого-то другого было бы неправильно». «В ладоши надо хлопать, спасибо президенту говорить!» — оценил поступок Медведева Москалец. «Этот указ подчеркивает и усиливает легитимность (Гайсанова — «Газета.Ru»), подчеркивает, что он обладает всеми полномочиями и несет ответственность за развитие ситуации в республике», — сказал Нарышкин.
В то же время пробел, связанный с полномочиями президента России в случае, подобном Евкурову, указом не решится.
«Если опираться на конституцию республики, то даже при отмене указа президента премьер остается врио главы», — полагает пресс-секретарь Евкурова Калой Ахильгов.
До сих пор решения президента опирались на местную конституцию, напоминает Ахильгов. «Если президент отменит свой указ, Гайсанов останется врио президента республики согласно конституции республики», — подтверждает депутат Москалец.
Согласно действующему российскому законодательству, полномочия президента в части назначения местного руководства ограничены (см. «Пределы Медведева»). Случаи, при которых президент назначает и. о. главы региона, описаны в пункте 9 статьи 19 закона «Об общих принципах организации госвласти в субъектах федерации». Закон гласит, что в случае болезни или отпуска высшего должностного лица субъекта решение о врио принимается в соответствии с местной конституцией или уставом. Согласно конституции Ингушетии, «во всех случаях, когда президент РИ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет председатель правительства РИ» (п. 5 ст. 71).
Президент РФ может назначать и. о. губернатора, только уволив действующего руководителя, что в случае с Евкуровым сопряжено с вопросами морали и этики.
Это первый случай, когда президент назначает исполняющего обязанности руководителя региона при живом главе и без отставки действующего руководителя. В 1999 году во время кризиса при время выборах главы Карачаево-Черкесии глава республики подал в отставку, а и. о. был назначен Борисом Ельциным. И. о. назначались президентом в случае неожиданной гибели губернаторов.
Сам Евкуров, которого тяжело ранил 29 июня террорист-смертник, только в пятницу пришел в сознание. «Президент Ингушетии находится в сознании. Он активно идет на поправку, и, по словам врачей, в течение месяца можно ожидать существенного улучшения его здоровья», — сказал собеседник агентства. В настоящее время Евкуров лечится в Институте хирургии им. Вишневского в Москве.
Теоретически улучшение состояния Евкурова может помочь решить возникший правовой пробел: находясь в сознании, Евкуров в крайнем случае сможет подписать о смене главы правительства, если это потребуется, или написать прошение об отставке по состоянию здоровья, что даст возможность президенту внести кандидатуру на пост нового главы республики.