Вопрос о будущем Третьего позиционного района американской противоракетной обороны (знаменитые радар и противоракеты в Чехии и Польше) не будет стоять на повестке дня переговоров между США и Россией о заключении нового договора по стратегическим наступательным вооружениям. Об этом накануне нового раунда переговоров в Женеве объявил американский госдеп.
«Администрация (США) заняла на переговорах с Россией в отношении договора, приходящего на смену договору СНВ-1, позицию, согласно которой вопросы противоракетной обороны и сокращения стратегических наступательных вооружений должны рассматриваться независимо друг от друга. Это две разные проблемы», — заметил на пресс-брифинге в понедельник официальный представитель госдепа Иэн Келли.
Таким образом,
Вашингтон официально отверг предложение, сделанное российским президентом Дмитрием Медведевым в минувшую субботу в Нидерландах. На встрече с голландским премьером Яном Петером Балкененде российский лидер пообещал американцам «реальное, эффективное и проверяемое сокращение» в обмен на отказ США от планов по размещению объектов ПРО в Европе.
«Мы не можем согласиться с американскими планами по созданию глобальной ПРО, хотел бы подчеркнуть, что предлагаемые нами сокращения возможны только в том случае, если США снимут российские озабоченности. При любых обстоятельствах проблема взаимосвязи стратегических наступательных и оборонительных вооружений должна быть четко зафиксирована в договоре», — говорилось в заявлении российского президента.
В Вашингтоне в то же время подчеркивают, что будущее их национальной ПРО совсем не кажется таким предрешенным. «Мы еще не приняли окончательного решения касательно размещения (объектов) ПРО в Европе», — заметил на том же брифинге Келли.
О том, что размещение противоракет в Польше — всего лишь «одна из возможностей», говорил на прошлой неделе и замминистра обороны США Уильям Линн. По словам Келли, как поступит администрация Белого дома, будет зависеть от новой «оценки угрозы США и их союзникам».
Некоторые голоса в Варшаве и Праге звучат практически обреченно. «Поскольку Обама не уверен в том, что сможет реализовать… проект (ПРО) по причине его слишком высокой стоимости, противоракетный щит больше не является приоритетом ни для Соединенных Штатов, ни даже для Польши», — цитирует бывшего главу МИД Польши Адама Ротфельда французская Le Figaro.
«Если эта угроза исчезнет, это повлияет на нашу решимость продвигаться вперед к (созданию) противоракетной обороны», — напомнил дипломат давний тезис Вашингтона о том, что США смогут отказаться от своих планов, если Россия подключится к международным усилиям по сдерживанию ядерных амбиций Ирана.
По словам Келли, переговоры уже ведутся вокруг «определенных уровней» разоружения. «Мы хотим существенного сокращения», — подтвердил дипломат.
Американскую делегацию на переговорах, стартовавших в Женеве в понедельник, возглавляет замгоссекретаря Роуз Гетемюллер. Ее «спарринг-партнером» выступает Анатолий Антонов, директор департамента по вопросам безопасности и разоружения МИДа. Это третий раунд консультаций, и он завершится 24 июня. Предыдущие два раунда состоялись 19–20 мая в Москве и 1–3 июня в Женеве. 15–16 июня в Москве состоялась деловая промежуточная встреча.