Президент России не успел во вторник встретиться с иранским коллегой. Иранский лидер должен был прилететь на саммит Шанхайской организации сотрудничества в Екатеринбург в понедельник и первым из иностранных гостей увидеться с российским президентом. На беседу отводилось около часа.
Когда иранского гостя уже готовились встречать в аэропорту столицы Урала, стало известно, что Ахмадинеджад из-за беспорядков в стране отложил свой визит на день – он прилетел около восьми утра в среду.
Источники в российской делегации объяснили «Газете.Ru», что двухсторонние переговоры Медведева и Ахмадинеджада были отменены из-за плотного графика российского президента на саммитах ШОС и стран группы БРИК (Бразилия – Россия – Индия — Китай) и времени на общение у российского лидера сегодня нет.
Общение двух президентов ограничилось рукопожатием и протокольным фотографированием. Оба улыбались. Затем иранский президент успел принять участие в заседании в узком составе глав государств, которые являются членами или наблюдателями в ШОС. Затем лидеров вновь сфотографировали, уже всех вместе, после чего Ахмадинеджад выступил в рамках пленарного заседания организации.
Накануне источники «Газеты.Ru» в российской делегации утверждали, что, несмотря на позднее прибытие, все встречи Ахмадинеджада пройдут по заранее согласованному графику. «Он приедет во вторник, проведет все запланированные встречи и даст пресс-конференцию», — заметили организаторы саммита.
Положение Ахмадинеджада на саммите ШОС эксперты «Газеты.Ru» посчитали неожиданно шатким, несмотря на то, что российский МИД открыто приветствовал приезд иранского светского лидера в Екатеринбург.
«Мы рассматриваем этот визит в качестве отражения партнерских, добрососедских, традиционно дружественных отношений, на протяжении долгого времени характеризующих состояние дел между Москвой и Тегераном», — заявил во вторник замглавы МИД Сергей Рябков
Таким образом, на Смоленской площади лишь «выполняют рутинную дипломатическую работу», считает директор российских и азиатских программ Вашингтонского института мировой безопасности Николай Злобин.
«На самом же деле Ахмадинеджадом не доволен не только Медведев. Им недовольны в российской правящей элите из-за того, что Иран слишком часто пытался использовать Россию в своих интересах. Тегеран постоянно предъявлял Москве претензии, почему та ему недостаточно помогает. В ответ Ахмадинеджад должен был рано или поздно услышать «а кто помогает Ирану больше, чем Россия», — рассуждает Злобин.
«Северокорейские ядерные испытания очень отрезвляюще подействовали на Москву, — считает Злобин. – Россия больше не хотела бы в одиночку защищать страну – потенциального нарушителя режима ядерного нераспространения. Поэтому сейчас в иранском вопросе Россия хочет быть вместе со всеми».
Скептически к результатам выборов в Иране отнеслись официальный Париж, Лондон и Берлин, а американский президент Барак Обама публично отметил, что иранская оппозиция, вышедшая на улицы, вне зависимости от результатов выборов вдохновляет мир своей «надеждой, энергией и оптимизмом в отношении (демократического) политического процесса».
Внутриполитический кризис в Иране этому поспособствовал. Во вторник Совет стражей Исламской Республики Иран, который занимается подготовкой и проведением выборов, а также подсчетом голосов, объявил о готовности пересчитать поданные бюллетени.
Пересчет голосов может быть проведен на тех участках, о нарушениях на которых заявляли соперники президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада – реформист Мир-Хосейн Мусави и консерватор Мохсен Резайе, передает информагентство IRNA.
Таким образом «стражи» исполнили просьбу верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, встретившегося с Мусави в понедельник, доложить об имевших место нарушениях и в течение 70 дней дать ответ, можно ли признать выборы честными и справедливыми. Ранее Совет стражей назвал результаты пятничных выборов «промежуточными».
«Сейчас России выгоднее переждать, потому что нет резона начинать какие-то переговоры с одним иранским президентом, а заканчивать их с другим», — считает директор израильского Института евразийских исследований Цви Маген, полагающий, что сейчас Ахмадинеджад «ведет борьбу за политическое выживание».