Иранский президент Махмуд Ахмадинеджад не приедет в понедельник на саммит ШОС в Екатеринбурге, хотя он и должен был стать первым иностранным лидером, с которым встретится президент России Дмитрий Медведев. Визит Ахмадинеджада откладывается на день.
«Визит президента Ахмадинеджада не отменен, а перенесен на день — он приедет во вторник, проведет все запланированные встречи и даст пресс-конференцию», — рассказал «Газете.Ru» источник в российской делегации.
В иранском посольстве, однако, были осторожнее. «Мы можем подтвердить только то, что сегодня президент не приедет», — заметили в дипмиссии Исламской Республики.
Согласно подготовленной повестке дня, Ахмадинеджад должен был быть и среди гостей, которые были приглашены на неформальный ужин. Он также должен был принять участие в расширенной встрече лидеров ШОС, а также встретиться с председателем КНР Ху Цзиньтао.
Как отмечает Reuters,
путешествие светского лидера Ирана в Россию должно было продемонстрировать, что власти страны «ведут бизнес как обычно», не оглядываясь на массовые акции протеста, которые будоражат страну уже третий день.
После того как Ахмадинеджад был объявлен в пятницу победителем на президентских выборах, на улицы столицы и крупнейших городов страны вышли сторонники оппозиционного кандидата Мир-Хосейна Мусави. Несмотря на призывы властей к спокойствию и аресты активистов протестного движения, о чем «Газета.Ru» уже писала, акции протеста продолжаются.
Перенос даты визита, однако, не означает, что Исламская Республика стоит на грани бархатной революции, заверил «Газету.Ru» директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров. «Обстановка там действительно неспокойная, но в западных СМИ напряженность исключительно преувеличена. Почти без внимания остался тот факт, что накануне на митинг в поддержку Ахмадинеджада вышли не десятки, а сотни тысяч людей», — заметил эксперт.
Нынешний президент должен был остаться в Иране, чтобы лишить своих противников возможности упрекнуть его в высокомерии. «Если бы он покинул страну сейчас, то в глазах многих это было бы воспринято как неуважение к собственному народу. Это продемонстрировало бы также, что внешняя политика и международные встречи, которые к тому же происходят далеко от границ Ирана, интересуют его больше, чем внутриполитический кризис», — объясняет иранист.
В то же время Сафаров указывает, что двусторонние переговоры Ахмадинеджада с его российским коллегой не отменены. Об этом ему сообщили источники в администрации российского президента.
«Встреча с Медведевым, как и с другими лидерами стран-членов и стран-наблюдателей ШОС, должна продемонстрировать, что иранский президент заручился необходимой поддержкой со стороны влиятельных международных игроков», — полагает Сафаров.
Западные державы отнеслись к официальным результатам выборов откровенно скептически. Вице-президент США Джозеф Байден в воскресном эфире телеканала NBC заявил, что испытывает «самые большие сомнения» в легитимности переизбрания Ахмадинеджада. Французский министр иностранных дел Бернар Кушнер, в свою очередь, объявил, что считает необходимым провести расследование заявлений о фальсификации результатов голосования. Берлин тоже выступил с похожим заявлением. «Германское правительство считает, что обвинения в манипуляции голосами должны быстро расследоваться уполномоченными органами для того, чтобы развеять все сомнения», — заметил официальный представитель кабинета Ангелы Меркель Томас Штег.