Парламентские выборы в Индии, растянувшиеся почти на месяц, вновь принесли победу Индийскому национальному конгрессу (ИНК) во главе с Соней Ганди, вдовой убитого премьера Раджива Ганди. По подсчетам 70% голосов, собранных в пяти турах голосования, ИНК и его союзники забирают себе почти половину депутатских кресел – 252 из 543. Даже в одиночку партия получает 198 мандатов, что является лучшим результатом за последние десятилетия.
Обладая самой крупной фракцией в парламенте, ИНК получает право сформировать правительство. После того как парламент соберется в новом созыве, с такой просьбой к конгрессистам обратится президент страны Пратибха Патил. Союзникам ИНК по Объединенному прогрессивному альянсу (ОПА), от имени которого сейчас правит премьер Манмохан Сингх, не хватает в Лок Сабхе (нижней палате индийского парламента) всего 20 голосов.
Основной соперник ИНК, националистическая индуистская партия «Бхаратия джаната парти» (БДП), собрала куда меньше голосов, чем прогнозировали эксперты. По первоначальным данным, БДП лишь ненамного отставала от конгрессистов, и аналитики всерьез подсчитывали ее шансы на создание альтернативной коалиции. В результате Национальный демократический альянс, в котором ведущую роль играет БДП, получает всего 160 мест.
Узнав о победе, сторонники ИНК окружили дом Сони Ганди. Активисты в белых одеждах с повязанными вокруг шеи трехцветными под национальный флаг шарфами, принялись запускать фейерверки и бить в барабаны. В руках они держали портреты Ганди и ее детей, Рахула и Приянки. Оба отпрыска Раджива Ганди активно участвовали в предвыборной кампании, а Рахула, занимающего пост генсека ИНК, даже называют возможным кандидатом на пост премьер-министра. В случае избрания он продолжит политическую династию Ганди-Неру и станет четвертым ее представителем во главе правительства - после отца, бабки и прадеда Джавахарлала Неру.
Борьба между ИНК и БДП имела и чисто индийские черты. За голоса избирателей боролись сразу несколько выходцев из семьи Ганди-Неру.
Пока Соня и Рахул, унаследовавший от матери пост генерального секретаря ИНК, призывали поддержать курс премьера Сингха, при котором экономика росла по 8% в год, отпрыски другого сына Индиры Ганди Санджая выступали под знаменами БДП. Однако даже полемический задор 29-летнего Варуны Ганди — тот едва не лишился кандидатской регистрации по обвинению в разжигании межнациональной розни — не смог помочь его соратникам. Внук Индиры Ганди выглядел белой вороной на фоне стареющего руководства БДП, чьим выдвиженцем в премьеры считался 81-летний Лал Кришна Адвани, лидер парламентской фракции.
Арун Джайтли, один из лидеров БДП, признал поражение родной партии. «Мы уважаем (данный нам) мандат и принимаем его», — заявил политик в ночь на субботу в эфире национального телевидения.
«Какие-то вещи мы, конечно, сделали неправильно. Мы проанализируем причины (поражения), а после того, как сделаем это, поделимся ими с вами», — ограничился Джайтли, отвечая на вопрос о причинах провала.
Среди главных проигравших — левые силы, коммунисты и социалисты, выступившие на этих выборах солидарно под вывеской альянса «Третий фронт». По начальным данным, они упрочивали свои позиции. После первых туров голосования, когда было определено, кому достанутся 129 из 543 мест, левые получили целых 28 мест, при 44 у БДП и 52 у ИНК. Однако затем стало понятно, что их преимущество выдохлось. В штате Западная Бенгалия, одном из самых прокоммунистических в Индии, левым удалось получить привычный процент голосов, лишь пойдя на союз с регионалистами. Глава Коммунистической партии (марксистской) Пракаш Карат признал, что его движение «потерпело серьезный откат».
В выборах, которые стартовали ровно месяц назад, проходили в пять туров, в разных штатах и избирательных округах по-разному, могли принять участие до 714 млн человек. Окончательные результаты голосования с более чем 828 тыс. избирательных участков начали сводиться в пятницу 16 мая.