Вторник в Иркутской области официально объявлен днем траура по губернатору Игорю Есиповскому, погибшему при аварии вертолета. Бывший глава региона, которого местный парламент на своей внеочередной сессии 11 мая уже лишил губернаторских полномочий, как ожидается, будет похоронен в Москве. Официальная церемония прощания с ним в Иркутске назначена на среду, 13 мая. Предполагается, что во вторник его и других жертв катастрофы опознают судмедэксперты.
Авария американского вертолета Bell 407, в котором находился Есиповский, предположительно, произошла в ночь с 9 на 10 мая. Сообщение об исчезновении вертолета, который должен был вернуться в Иркутск на следующий день после Дня Победы, поступило в местное МЧС вскоре после полудня 10 мая.
Место крушения — в окрестностях озера Байкал, в труднодоступном урочище Малышкино на территории Прибайкальского государственного национального парка (около 80 км от Иркутска) — было обнаружено лишь в ночь с 10 на 11 мая по местному времени.
Обстоятельства гибели
По официальной версии, кроме губернатора Есиповского в катастрофе погибли еще три человека: пилот Виктор Кунов, первый заместитель Есиповского Михаил Штонда и сотрудник вневедомственной охраны Александр Шестак. Тела всех погибших уже доставлены в Иркутск. До сих пор не найдены «черные ящики» с разбившегося вертолета. По словам представителей Следственного комитета РФ на транспорте, вопреки распространенной накануне информации бортовые самописцы при осмотре места происшествия не обнаружены.
Это не единственная странность происшедшего.
У журналистов вопросы, связанные с этой авиакатастрофой, возникли после первых же официальных заявлений представителей регионального управления МЧС. 10 мая вечером появилось сообщение, что в районе поселка Листвянка недалеко от озера Байкал разбился вертолет, на борту которого помимо Есиповского находились еще четыре человека.
Однако утром 11 мая информацию подкорректировали: было официально объявлено, что в катастрофе погиб губернатор, его первый заместитель, охранник и пилот вертолета. Пятый погибший исчез из сводки.
Промашку с подсчетом жертв авиакатастрофы сотрудники МЧС объяснили туманно: по их словам, вместе с Игорем Есиповским должен был лететь еще один человек, но перед самим вылетом он отказался. Однако, кто этот человек, до сих пор неизвестно. Есть несколько версий: либо это был некий инвестор из Новосибирска, либо охотничий егерь, гибель которого скрыли, потому что охота в это время запрещена. Упоминалась также некая женщина, возможно, связанная со строительством, а также второй пилот, который по непонятным причинам не смог лететь.
Другая нестыковка возникла с моделью вертолета. Изначально спасатели заявили, что разбился вертолет Bell 427, которым может управлять один пилот. Но через некоторое время были опубликованы фотографии с места падения, на которых отчетливо просматривался бортовой номер воздушного судна. По этому номеру не составило труда узнать, что это вертолет Bell, но не 427-й, а 407-й модели. В данном типе машины рекомендовано присутствие двух пилотов. Управление таким вертолетом без напарника допускается лишь в экстренных случаях. Таким образом, косвенно подтвердилась версия о том, что второй пилот все-таки мог быть и действительно мог отказаться лететь.
Не менее загадочно выглядит и цель полета губернатора. Официально было сказано, что он вылетел 9 мая поздним вечером для плановой проверки туристической зоны в районе села Большое Голоустное. «Однако сразу после трагедии появилась информация и о том, что маршрут полета не был зарегистрирован, — заявил «Газете.Ru» сотрудник одного из местных заповедников. —
И это при том, что, согласно положению о Прибайкальском национальном парке, где произошло падение, над его территорией запрещены полеты судов гражданской авиации на высоте менее 2 километров.
Такие полеты могут осуществляться только с разрешения руководства парка для рабочих нужд. Но такого разрешения никто губернатору не давал. А о том, что высота полета была незначительна, спасатели заявили почти сразу после трагедии».
Сторонники версии о том, что это был не рабочий, а прогулочный полет, приводят еще несколько доводов. Главный из них: почему с губернатором в эту плановую поездку не отправился как минимум пресс-секретарь, а компанию составил лишь руководитель аппарата Михаил Штонда. И во-вторых: почему проводить проверку туристической зоны потребовалось в День Победы и на следующий день после него.
Наконец, любовь к охоте и экстремальным развлечениям Есиповского не была секретом.
К примеру, в начале года он участвовал в региональных гонках на льду озера Байкал, где управляемый им автомобиль перевернулся.
Любил Есиповский и подледный лов. «Охотничья» версия его последнего путешествия находит все больше сторонников. В последние часы в местных СМИ со ссылкой на оперативный штаб распространились сведения, что на месте падения были найдены три карабина. Представители общества охотников и рыболовов региона отмечают тот факт, что специализацией урочища является охота на крупного зверя, в том числе и медведя. Но сейчас данный вид охоты запрещен.
Кроме того, неясным и потенциально скандальным остается вопрос с заявлением временно исполняющего обязанности губернатора Сергея Сокола о том, что вертолет оформлен на частное лицо и лишь иногда использовался обладминистрацией в коммерческих целях. «Воздушный кодекс России, Федеральные правила использования воздушного пространства и Федеральные правила полетов гражданской авиации категорически запрещают коммерческую эксплуатацию воздушных судов, оформленных на частных лиц, — объясняет сотрудник одной из частных авиакомпаний. — Кто из правового управления областной администрации завизировал договор коммерческой эксплуатации воздушного судна, оформленного на частное лицо? Если таких договоров нет, можно ли говорить что это не был «плановый» служебный рейс? Если рейс не был согласован со службой управления воздушным движением, не появлялся в небе над Большим Голоустным, в служебных целях не использовался, что тогда делал губернатор в небе над урочищем Малышкино, являющимся известной в Иркутске охотничьей базой?»
Квашнин против Чемезова
Полноправным губернатором Иркутской области Есиповский пробыл менее полугода, вступив в должность в декабре 2008 года. Хотя временно исполняющим обязанности главы региона он был назначен еще в апреле прошлого года, после досрочной отставки прежнего губернатора Александра Тишанина. Официальные источники объясняли, что вступление в должность было отложено до начала работы нового парламента объединенной Иркутской области и Усть-Ордынского АО. Неофициально сообщалось, что Есиповского не хотел назначать президент Дмитрий Медведев и именно поэтому тянул с внесением его кандидатуры. «Есиповский как губернатор себя проявить не успел, судить о его деятельности на этом посту сложно», — отметил директор Института политики и государственного права Виталий Иванов.
Временно исполняющим обязанности губернатора Иркутской области назначен Сергей Сокол. Источник «Газеты.Ru», близкий к администрации президента, говорит, что шансы возглавить Иркутскую область в качестве полноправного начальника у Сокола есть, но многое зависит от активности других заинтересованных лиц. В частности, от того, вмешается ли в процесс назначения нового губернатора глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов, чьим выдвиженцем считался выходец из «Рособоронэкспорта», экс-руководитель «АвтоВАЗа» Есиповский. У Чемезова, уроженца Иркутской области и главы иркутского землячества в Москве, традиционно неравнодушное отношение к малой родине, отметил источник.
Люди у Чемезова есть — в частности, в Самарской области, которую возглавляет другой его выдвиженец Владимир Артяков, заместителем губернатора по общественной безопасности работает Иван Миронов.
Сотрудник КГБ и ФСБ с тридцатилетним стажем, бывший вице-президент группы «АвтоВАЗ» уже рассматривался в качестве кандидата на пост губернатора одного из российских регионов, но тогда что-то не сложилось.
В свою очередь, Сокол — бывший работник «Норникеля», бывший вице-губернатор Красноярского края, бывший соратник главы этого региона Александра Хлопонина и выдвиженец полпреда президента в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина, говорит собеседник «Газеты.Ru». Дружеские отношения с полпредом в минувшем году стали причиной ухода Сокола из администрации Хлопонина в администрацию Есиповского. Выдвиженцем Квашнина считается пока только один губернатор — президент Бурятии Вячеслав Наговицын.
Сокол дважды назывался в числе претендентов на пост губернатора — в Бурятии и Республике Алтай. До сих пор, кроме всего прочего, административной карьере Сокола, которого называют «больше бизнесменом, чем администратором», препятствовала экстравагантная внешность, рассказал источник «Газеты.Ru». В годы работы в Красноярском крае он брил волосы на голове, что раздражало кремлевских консерваторов.
Перебравшись в администрацию Иркутской области, Сокол обрел некоторую прическу, так что теперь, возможно, препятствий имиджевого рода на его пути к губернаторству не возникнет.
В администрации президента не сомневаются, что Сокол будет претендовать на место Есиповского. Сокол пользуется поддержкой полпреда Сибирского федерального округа Анатолия Квашнина, подтвердил чиновник администрации президента. Другой сотрудник кремлевской администрации сообщил, что решения относительно будущего губернатора Медведев еще не принял и не мог принять так быстро: Сокол стал и. о. по должности, как первый зам погибшего губернатора.