Во вторник президент Дмитрий Медведев посетил Институт современного развития (ИНСОР), который расположился в здании бывшего предвыборного штаба нынешнего главы государства в Москве, на Делегатской улице. ИНСОР был учрежден в марте 2008 года, после выборов президента, и Медведев согласился возглавить попечительский совет института.
Темой беседы стала проблема безработицы. Перед началом встречи участники рассказывали журналистам о своем видении ситуации. Председатель ИНСОР Игорь Юргенс излучал оптимизм, говоря, что ситуация с занятостью в России «не критична» и страна идет вровень с США. Он надеется, что прогноз Всемирного банка, по версии которого, безработными в России могут оказаться 10 млн человек, не сбудется. «Ситуация пока под контролем, но нам надо принимать структурные меры для того, чтобы на выходе мы имели квалифицированную, настроенную на модернизацию рабочую силу, а не трудовой балласт», — объяснил он суть встречи. Юргенс отметил, что сейчас стоит говорить не «о тушении пожара», а о том, как ситуация сложится уже после кризиса, чтобы к этому моменту эта сфера была модернизирована.
Эксперт признал, что поскольку Россия экспортноориентированная страна, то «показатели будут зависеть от того, как развивается ситуация в мире, каков будет спрос на наш товар и сырье».
Такой же точки зрения придерживается и Дмитрий Медведев, о чем он заявил в начале беседы с экспертным сообществом.
«Ситуация в этой области непростая не только у нас, но и во всем мире, и нас это очень серьезно настораживает», — строго сказал президент.
Он признал, что уже сейчас в России вышли на параметры безработицы, на которые рассчитывали выйти только к концу года: почти 2 млн 200 тыс. человек зарегистрированы, «а реальная безработица также растет очень серьезными темпами». Медведев уточнил, что по методике международной организации труда за последние полгода безработица выросла более чем на 3% и составила 8,5% от экономически активного населения. «Это не те показатели, которые мы должны достигать», — посетовал президент.
Директор Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Дынкин, впрочем, в своем выступлении успокоил, что российские показатели находятся еще в нормальном состоянии. Он пояснил, что было проведено исследование в 31 стране (27 членов ЕС и страны БРИК) и оказалось, что самый высокий показатель безработицы в Испании (16%) и Латвии (13%), а самый низкий в Голландии — 3,5%. Эксперт напомнил о массовых выступлениях, проходивших во Франции, прибалтийских странах, связанных с ростом безработицы.
«Даже относительное ухудшение ситуации может привести к социальному напряжению», — предостерег Дынкин.
Но заверил, что половина стран так или иначе создают программы по борьбе с безработицей, и эффект от этого есть.
По мнению директора Независимого института социальной политики Татьяны Малевой, сейчас стоит заняться перестройкой системы переподготовки. Она рассказала журналистам, что должны быть созданы более серьезные программы по перепрофилированию специалистов.
Выступая уже на встрече с президентом, Малева посетовала, что на данный момент работодатель предпочитает искать варианты сокращения фонда оплаты труда, а не «высвобождать рабочих». По ее словам, это грозит «консервацией рабочих мест» и сохранением неэффективных способов работы.
Для продумывания программ по переподготовке стоит ориентироваться на одну из социальных групп, существующих в России.
Малева сообщила, что около 20% россиян, составляющих средний класс, обладают довольно высоким достатком, это высококвалифицированные работники, а потому они, скорее всего, не будут рассчитывать на помощь государства, а с вопросом безработицы справятся сами. Примерно 10%, напротив, не обладают ни высоким доходом, ни достаточным уровнем образования, потому они попадают в группу риска. И около 40%, относящиеся к классу ниже среднего, также находятся в группе риска и, скорее всего, станут потенциальными участниками биржи труда, поскольку уровень доходов и образования не поможет им решить проблему самостоятельно, предположила эксперт.
Малева полагает, что нужна система, которая, в зависимости от достатка людей, позволит им проходить профпереподготовку: за счет образовательных сертификатов, позволяющих человеку в службе занятости выбрать место переподготовки, грантов, образовательных займов для более обеспеченных граждан и образовательных кредитов. «Мы все понимаем, что все это требует денег. Это не социальные расходы, а инвестиции, которые нам вернуться», — заверила она президента. «Наша антикризисная программа в большей степени направлена на самую необеспеченную группу, и это, конечно, правильно, но в будущем они не ответят нам ростом производительности», — объяснила Малева расклад сил.
Глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова, которой Медведев предложил прокомментировать выступления, признала, что существующая программа действительно ориентирована, скорее, на необеспеченные слои населения.
Но министр объяснила, что «временные работы — это сейчас выход». Вопрос же о том, на кого сейчас переучивать безработных, нуждается в серьезной проработке. Голикова также сообщила, что на первом этапе в рамках реализации программ поддержки занятости населения выделяется 43,7 млрд рублей, из них уже потрачено 23 млрд.
Президент, подводя итоги открытой части встречи, рассказал, что вопрос о создании новых рабочих мест, а точнее, их количестве, стал важнейшим во время дискуссий на саммите G20 в Лондоне. «Если говорить о финальном коммюнике, то даже само упоминание о новых рабочих местах из конкретной цифры, которая там была названа (а заявлена была цифра в 19 миллионов новых рабочих мест), в конце концов после обсуждения трансформировалось в такую нейтральную «цифру» о том, что должны быть созданы миллионы рабочих мест», — рассказал Медведев. Для сравнения он отметил, что цифры по поддерживанию мировой экономики назывались «с такой абсолютно «пролетарской» прямотой: 5 триллионов, триллион сто миллиардов». «А по рабочим местам выйти на конкретные цифры не удалось. И это была достаточно серьезная сознательная позиция. Просто хотел бы, чтобы вы тоже имели это в виду», — заключил президент.
После этого обсуждение продолжилось без журналистов. Президент общался с экспертами около полутора часов, рассказал «Газете.Ru» Игорь Юргенс. «Мы дали свои рекомендации по реформе здравоохранения, образования, проблеме безработицы и другим вопросам, связанным с потенциалом человека, а также на другие темы. Президент принял наши рекомендации к сведению», — не стал он вдаваться в подробности.