В среду в конгрессе прошли сразу два заседания, так или иначе посвященных российской проблематике. Пока в сенате обсуждали перспективы развертывания американской системы ПРО в Европе, члены комитета палаты представителей по иностранным делам решали, как можно улучшить российско-американские отношения.
На слушаниях «От соревнования к сотрудничеству: укрепление американо-российских отношений» председательствовал глава комитета по иностранным делам нижней палаты демократ Говард Берман. Открывая заседание, он признал, что у обеих стран должна быть одна цель — улучшение отношений и упрочение сотрудничества при решении вопроса с иранской ядерной программой.
Среди законодателей и приглашенных экспертов единства по этому поводу не нашлось. Второй человек в комитете, республиканка Илеана Рос-Лейтинен, не была оптимистична. По ее словам, американская администрация «не должна поддерживать сближение (с Россией), если оно служит распространению коррупции и дестабилизации регионов, которые граничат с Россией, находясь на ее периферии».
На слушания были приглашены бывший посол США на Украине Стивен Пайфер и почетный профессор Колумбийского университета Роберт Легволд.
Самое большое внимание в конгрессе было уделено выступлению Андрея Илларионова, бывшего экономического советника Владимира Путина, ушедшего в оппозицию. Его слова совсем не свидетельствовали в пользу сближения Москвы и Вашингтона.
«Далеко не всем нравится, когда о России рассказывают правду», — заметил Илларионов в беседе с «Газетой.Ru».
Илларионов сразу сказал, что никаких советов американским конгрессменам он не давал. «Я не посчитал для себя возможным в той или иной форме давать советы членам конгресса и выражал свои личные взгляды, базирующиеся на том, что я считаю наилучшим для интересов российского народа на пути к созданию демократического, открытого и процветающего общества», — заметил он. Право делать выводы из представленной им информации он оставил тем, кто присутствовал на заседании.
Бывший советник Путина констатировал, что в годы правления двух предыдущих американских администраций — Билла Клинтона и Джорджа Буша-мл. — отношения между Вашингтоном и Москвой строились по одинаковому сценарию: оптимизм и надежда на улучшение отношений, затем разочарование и, наконец, «полный провал».
Илларионов пояснил «Газете.Ru», что и сейчас наблюдает в новой американской администрации Барака Обамы схожие настроения. «Большое количество положительных заявлений, многообещающих жестов при ни в чем не изменившейся содержательной природе взаимоотношений создают вероятность повторения ситуации, уже складывавшейся в прошлом», — заметил политик.
В интересах обеих сторон не допустить этого, считает Илларионов.
Илларионов сформулировал пять причин прошлых провалов в отношениях: «непонимание американской стороной природы российского политического режима, такое же непонимание внутренней логики и намерений российской власти, общая неспособность США отвечать на вызов сильно отмобилизованных авторитарных режимов, неумение проводить разделение между интересами российского народа и российской власти и, наконец, двойные стандарты в американской внешней политике».
«За последние 10 лет выработалась закономерность, согласно которой, когда администрация США не очень уверенно высказывает озабоченность в связи с ситуацией с правами человека в России, российское руководство в ответ говорит едва ли не «заткнитесь, это наш внутренний вопрос» и в конце концов США поступают согласно этому совету, — рассказывает Илларионов. — Последний такой случай — с агрессией против Грузии. Не прошло и полугода, как администрация США сняла все свои претензии и возобновила в полном масштабе работу Совета Россия — НАТО».
По мнению эксперта, последнее предложение вице-президента Джо Байдена «нажать на кнопку перезагрузки» отношений означает не что иное, как «снятие всех неуверенных и слабых критических заявлений со стороны американской администрации». «Это встречено с удовлетворением российскими силовиками и воспринимается как зеленый свет для утверждения, что у России есть страны с привилегированными интересами», — заметил Илларионов.
Именно поэтому выступление Байдена на Мюнхенской конференции по безопасности можно считать исторической параллелью мюнхенским договоренностям 1938 года. «И в том и в другом случае речь идет об умиротворении агрессивных планов», — указал Илларионов. «Те, кто хочет мира таким образом, получают в итоге войну. И когда мы окажемся там, надо понимать, что нас предупреждали», — процитировал политик текст своего выступления.
О российских силовиках Илларионов говорил подробно. «Речь на слушаниях шла о корпорации сотрудников спецслужб, которые обладают всей полнотой политической власти в России, ограничении свободы слова, фальсификации выборов, репрессиях против оппозиции и истории персонального террора, начиная от убийств Галины Старовойтовой и Ларисы Юдиной (главный редактор газеты «Советская Калмыкия», убита в 1998 году. — «Газета.Ru») и до недавнего убийства Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой», — рассказал бывший советник президента.
По словам Илларионова, реакция со стороны конгрессменов была неоднозначной. «Некоторые его восприняли как возможность лучше узнать Россию, другие спрашивали весьма прагматично и цинично, за сколько можно купить согласие России поддержать американский вариант решения иранской ядерной программы», — рассказал он.
«Некоторые конгрессмены говорили: «Мы отменяем поправку Джексона — Вэника, снимаем претензии к вступлению в ВТО, признаем Абхазию и Южную Осетию, после всего этого Россия будет на нашей стороне?», — делится впечатлениями от слушаний Илларионов.
Беседа на слушаниях велась не только в идеологическом, но и практическом ключе. Когда речь зашла об отмене поправки Джексона — Вэника (такой законопроект вносится в палату представителей), Илларионов указал, что это положение «абсолютно устарело уже два десятилетия назад». «Можно по-разному воспринимать практическое назначение этой поправки в нынешнем виде для российско-американских отношений, но, как эксперт, я не могу не признать ее несоответствие нынешнему положению вещей», — рассказал «Газете.Ru» Илларионов.
На объективности бывший советник Путина настаивал и при обсуждении вопроса о перспективах дальнейшего членства России в «восьмерке»: Рос-Лейтинен заявила, что готова поставить вопрос об исключении Москвы из клуба ведущих индустриальных держав. «Я заявил, что Россия очевидно не соответствует критериям членства. В декларации Рамбуйе от 1985 года ясно говорится, что на тот момент «пятерка» является «клубом демократических государств». Какие выводы делать из этой простой констатации факта, я оставил право решать конгрессменам», — заметил Илларионов.