Во вторник днем президент Дмитрий Медведев неожиданно прилетел в Магас, чтобы встретиться с главой Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым и провести совещание с руководством правительства и парламента республики. Вместе с ним в регион отправился полномочный представитель в Южном федеральном округе Владимир Устинов, министр регионального развития Виктор Басаргин и глава ФСБ Александр Бортников.
В начале совещания Медведев сообщил, что первоочередные задачи для республики — решение социально-экономических проблем, а также обеспечение нормальных условий жизни. «В экономике и социальной сфере, очевидно, проблем очень много, — констатировал президент. — Они копились не один год». Президент перечислил, что в республики низкие темпы роста, небольшие объемы инвестиций, безработица. Он заявил, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию в целом, «сейчас речь идет о том, чтобы создать отдельную федеральную целевую программу, которая должна быть посвящена развитию Республики Ингушетия».
Принято решение выделить на развитие республики 29 млрд руб. В связи с этим Медведев поручил правительству наладить контроль за использованием буквально каждого рубля.
По мнению главного редактора интернет-сайта «Кавказский узел» Григория Шведова, выделенная сумма для республики беспрецедентна. «Фактически это признание центром правильности первых шагов Евкурова на посту президента Ингушетии», — пояснил он «Газете.Ru». Эксперт полагает, что глава республики и его команда смогут эффективно освоить эти деньги, если займутся стратегией развития региона.
Евкуров, отвечая Медведеву, с перечисленными проблемами согласился. «Во-первых, это коррупция в органах власти, во-вторых, это безработица населения, которая достигает 57%, в третьих, это недоверие к системе власти», — признал глава республики. Он заверил, что эти проблемы выявлены, по ним идет работа, а населению дан сигнал, что эти вопросы в скором времени должны быть решены. Шведов считает, что, хотя у Евкурова есть понимание, как следует решать накопившиеся проблемы, ощущается нехватка кадров. «Думаю, он должен призвать наиболее компетентных выходцев из республики, покинувших Ингушетию во времена Зязикова, вернуться домой и предложить им работу», — предположил эксперт.
Проблеме безопасности на совещании было уделено не меньше времени. «Ситуация очень сложная, необходимо предпринять чрезвычайные меры», — поделился своим мнением Медведев. «Особое внимание нужно обратить к органам внутренних дел», — добавил он. И сообщил, что сегодня подписал указ о назначении министра внутренних дел Ингушетии Руслана Мейриева, который до этого исполнял обязанности на этом посту. Напомним, что глава МВД Ингушетии Мусса Медов был смещен со своего поста сразу же после отставки экс-главы республики Мурата Зязикова. Напомним, что не последнюю роль в этой отставке сыграло убийство «случайным выстрелом» главного публичного оппонента Зязикова, владельца сайта «Ингушетия.Ru» Магомеда Евлоева.
Медведев заявил, что «есть и социальные, экономические, политические и внешние причины роста преступности». «В то же время исключительно важной задачей для всех и, прежде всего, для руководства республики является укрепление авторитета самой власти», — согласился с Евкуровым Медведев. «Авторитет власти зависит от ваших поступков, честности самой власти и в решениях, которые принимаются, и в распределении денег», — заявил российский президент. И добавил, что это не менее важно, чем «организация борьбы с преступностью».
Бортников в свою очередь отметил, что в последний год резко возросло количество террористических проявлений, причем как в отношении органов власти и правоохранительных органов, так и в отношении населения. Стоит отметить, что в тот момент, когда в Магасе проходило совещание, в Назрани был обстрелян автомобиль начальника уголовного розыска Сунженского РОВД Алихана Героева. Он получил ранения, а находившаяся с ним в машине женщина погибла.
«Мы четко располагаем информацией в заинтересованности отдельных кругов в расшатывании ситуации в Ингушетии, в Дагестане, других республиках Кавказа», — добавил Бортников. По его словам эта опасность возросла после конфликта между Грузией и Южной Осетией. «Наши оппоненты будут пытаться привлекать неправительственные организации и демонстрировать их с этими целями», — заявил Бортников. В связи с этим он предложил руководству и федеральным органам вести работу по предупреждению такого рода деятельности.
Медведев приехал в Магас без предупреждения. Как рассказали «Газете.Ru» в администрации Евкурова, о том, что президент приехал в республику, стало известно меньше чем за час до его появления.
Российский лидер пробыл в Магасе около полутора часов, а затем улетел. Шведов полагает, что такой формат поездки может быть связан с обеспечением безопасности президента. «Кавказский узел» зафиксировал в октябре (за месяц до назначения Евкурова) 42 случая взрывов и вооруженных нападений на сотрудников правоохранительных органов, а в декабре стало известно о 22 таких случаях. «Но, несмотря на столь внушительное сокращение насилия, инспекционные поездки в неспокойные регионы правильно совершать без анонсов», — пояснил он.
Сам факт поездки Медведева в Ингушетию тоже говорит о многом: предшественника Евкурова Мурата Зязикова визитами такого уровня не баловали. «Медведев использует другой подход в своей работе по назначению кадров, и Евкуров — яркое воплощение такого подхода. Поэтому визит обуславливают несколько факторов: личная ответственность Медведева за успех главы республики и понимание роли Медова, бывшего главы МВД, столь ухудшившего положение дел в Ингушетии».
Неожиданные поездки на Кавказ совершал и бывший президент Владимир Путин. Первый визит он совершил еще в ранге и. о. президента 31 декабря 1999 года — в тот же день, когда его предшественник Борис Ельцин сложил свои полномочия. Так же, не предупреждая никого, Путин приехал в Чечню в День Конституции 12 декабря 2005 года. В апреле 2005 года второй президент также неожиданно приехал в телецентр «Останкино», где произошел пожар. Кстати, вместе с ним тогда приезжал и нынешний президент Дмитрий Медведев, работавший тогда в администрации президента. В ранге премьера во времена Ельцина Путин приехал в августе 1999 года в дагестанский Ботлих, где шли бои с отрядами Басаева и Хаттаба. В феврале 2008 года уже президент Путин снова приехал в этот город, также не предупреждая никого заранее.