На прошлой неделе в США прибыла делегация из Южной Осетии во главе с известной местной правозащитницей Лирой Цховребовой. По данным Associated Press, у Цховребовой запланированы встречи с помощниками сенатора Патрика Лихи, занимающегося зарубежной помощью.
Миссия Цховребовой в том, чтобы донести до американцев осетинскую версию конфликта в Южной Осетии.
Цховребова является основательницей ассоциации «Женщины Южной Осетии за демократию и права человека». По словам председателя госкомитета Южной Осетии по информации и печати Ирины Гаглоевой, Цховребова находится уже вторую неделю в США, встречается с журналистами, активистами. «Лира известна как толерантный человек, правозащитник. С ней отправились в США люди с такой же чистой репутацией, это состав, которому можно верить. Задача этих людей — рассказать правду о событиях в Южной Осетии», — сказала «Газете.Ru» Гаглоева.
Цховребова посетила аппарат сенатора и бывшего кандидата в президенты США республиканца Рона Пола и Хельсинкской комиссии, которая помогает сформулировать политику США по отношению к ОБСЕ. На этой неделе Цховребова выступает на организованном Университетом Джорджа Масона мероприятии, посвященном войне на Кавказе.
В Тбилиси утверждают, что Цховребова работает на КГБ Южной Осетии и российскую Федеральную службу безопасности.
Грузинские спецслужбы поделились с AP секретными записями разговоров Цховребовой с Василием Гулиевым, который является заместителем отдела контрразведки Комитета госбезопасности Южной Осетии. «У меня совсем не осталось денег. Вчера я совершенно случайно узнала очень важную информацию», — цитирует агентство слова Цховребовой Гулиеву во время телефонного разговора в июне 2005 года. В другой беседе Гулиев заставляет Цховребову предоставить информацию о своих коллегах по наркологическому центру, который она основала. Правда, правозащитница сделать это отказалась.
Цховребова в интервью агентству призналась, что регулярно общается с Гулиевым и знает, что он работает на КГБ, однако отрицает, что сама также работает на спецслужбы.
Представитель грузинского МВД Шота Утиашвили рассказал «Газете.Ru», что югоосетинский КГБ — это тоже самое, что и российская ФСБ. «За последние 4–5 лет все руководящие работники в Южной Осетии — из ФСБ, деньги в республике — из ФСБ, подготовка кадров — из ФСБ», — сказал Утиашвили. По его словам, доказательств связи Цховребовой со спецслужбами предостаточно. «Она работала с Гулиевым, она все фотографировала, встречалась с грузинами, находила информацию, а потом передавала ее Гулиеву. Мы продолжим за ней наблюдать», — сказал представитель грузинского МВД.
Цховребова назвала появление записей «злонамеренной, фальшивой и предсказуемой» акцией. Она заявила, что президент Грузии Михаил Саакашвили постоянно зачисляет своих оппонентов в шпионы. «В КГБ Южной Осетии отказываются комментировать эту историю, но, на наш взгляд, это попытка дискредитации республики, ее работы и ее правозащитной организации», — считает Гаглоева.
Тем не менее расследование журналистов AP уже привело к тому, что заместитель помощника госсекретаря США по Кавказу Мэттью Брайза отменил встречу с Цховребовой, которую назначили его помощники.
Узнав от журналистов об информации грузинских спецслужб, он засомневался в независимости Цховребовой. Интересы Цховребовой в США представляет лоббистская фирма Saylor company. Цховребова объяснила AP, что после войны в Южной Осетии ее познакомили с известным российским дирижером Валерием Гергиевым. Тот, в свою очередь, познакомил ее с режиссером Андроном Кончаловским, который и помог Цховребовой нанять Saylor. Глава фирмы Марк Сэйлор лично съездил в Цхинвали, а его фирма устроила публичные мероприятия с участием Цховребовой, разместила ее статьи в американских газетах и сделала два англоязычных сайта Truthforossetia.org и Helpossetianow.org. На втором сайте американцев с помощью фотографий разбомбленного Цхинвали и рассказов пострадавших мирных жителей убеждают пожертвовать осетинам деньги.
«За годы моей работы на Кавказе это уникальный случай, когда правозащитник обращается к дорогой фирме по связям с общественностью. Это тревожный сигнал», — отметил Брайза мотивы своего решения в интервью AP.
Цховребова отказывается рассказать, сколько платит Сэйлору за его услуги, и раскрыть своих спонсоров. Представитель МВД Грузии также удивился, откуда у Цховребовой «столько денег». В беседе с «Газетой.Ru» сам Сэйлор отказался как-либо комментировать публикацию. «Я могу говорить только от имени своего клиента, будучи не волен высказывать собственное мнение», — заметил он. Впрочем, «Газете.Ru» удалось выяснить, что ассоциация «Женщины Южной Осетии за демократию и права человека» заплатила Saylor Company всего $10 тысяч за 2008 год, что является очень небольшой суммой для услуг в сфере Public Relations.