Антикоррупционный пакет с поправками во втором чтении Госдума обсудит 17 декабря. Дату назначил в четверг комитет по госстроительству.
За четыре с половиной часа комитет обсудил и решил судьбу двух сотен поправок в закон «О противодействии коррупции». Окончательный свод поправок в таблицу с пояснением о рекомендации к принятию или к отклонению будет готов в понедельник утром. По словам председателя комитета Владимира Плигина, комитет будет окончательно рекомендовать законопроект ко второму чтению в среду.
Значительная часть предложенных поправок касалась расширения круга родственников поступающего на государственную или муниципальную службу, обязанных декларировать имущество. Депутаты Драганов, Решульский, Кашин, Куликов, Рашкин, Мельников, Михулина, Вторыгина предложили каждый в своем варианте считать членами семьи, чье имущество и доходы следует декларировать, не только супругов и несовершеннолетних детей, но и родителей, а также братьев и сестер. Сенатор Евгений Тарло защищал президентский вариант «супруги и дети», обосновывая это тем, что «не все состоят в близких отношениях с братьями», и последние могут еще и нарочно навредить родственнику, отказавшись предоставлять сведения о доходах: «Имею я право не поддерживать отношения с братом!»
Приняли компромиссный вариант: в законе появится обязательство декларировать доходы и имущество не только супругов и несовершеннолетних детей, но и «иждивенцев». «У чиновника может быть 18-летний сын, он учится в институте, сам не зарабатывает, почему бы отцу не переписать на него какое-либо имущество», — описал ситуацию коммунист Виктор Илюхин.
Возрастной или даже половой ценз для обязательных к декларированию «иждивенцев» депутаты решили определить ближе ко второму чтению. Остальных родственников решено не трогать.
Вопрос о конфликте интересов при совместной работе родственников в госструктурах обсуждался горячо. Коммунист Анатолий Локоть предложил вообще запретить работу родственников в правительстве в случае, если их должности находятся в прямом подчинении. Илюхин предложил запретить родственникам работать на постах председателя правительства, заместителя председателя или федеральных министров: «У министров же есть совместные совещания и отчеты. И они должны обсуждать работу друг друга. Ну как, например, министр Христенко может обсуждать министра Голикову (министр промышленности и торговли Виктор Христенко и министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова являются супругами. — «Газета.Ru»)? Так же до развода может дойти! Или как вице-премьер Зубков будет критиковать своего зятя Сердюкова (первый вице-премьер Виктор Зубков является тестем министра обороны Анатолия Сердюкова. — «Газета.Ru»)?»
Плигин предложил оба варианта отклонить и руководствоваться существующим законом о правительстве.
Другое новшество: в базовый закон «О противодействии коррупции» (входит в пакет вместе с тремя другими законопроектами) к фразе о необходимости повышения уровня оплаты труда госслужащих добавляется фраза «повышение уровня социальной защищенности» государственных и муниципальных служащих. Речь может идти и о скрытом увеличении оплаты труда при помощи страховок, неординарных выплат и проч., предполагают депутаты, участвовавшие в заседании.
Депутаты снизили максимальную стоимость подарка чиновнику: не более 3 тысяч рублей (было 5 тыс.).
Предложили депутаты убрать и скандальную норму «о доносе». В первоначальном варианте законопроекта в п. 1 ст. 9 содержалось обязательство госслужащего уведомлять в письменной форме работодателя, прокуратуру или другие органы о ставших ему известных в связи с исполнением служебных обязанностей случаях совершения коррупционных правонарушений, сокрытия доходов и имущества и случаях обращений к чиновникам «с целью склонения их к совершению коррупционных правонарушений». Недоносительство предлагалось карать увольнением со службы.
В соответствии с рекомендациями комитета теперь служащий будет обязан уведомлять лишь об обращении к нему с целью склонить к коррупционному правонарушению.
«Эффект от нормы будет, уже даже если есть обязанность должностного лица. В некоторых странах, например, судьи должны вести журналы, в которые должны записывать каждое обращение к нему, каждый звонок», — сказал Плигин.
Вместе с тем законопроектом не исключается право на добровольное донесение на сослуживцев, и в связи с этим предусмотрена норма о защите доносившего как свидетеля.
В базовом законе к органам, осуществляющим антикоррупционный контроль «в части своих полномочий», добавлена Счетная палата.
Судьям, которым закон запрещает состоять в партиях и общественных объединениях, комитет рекомендовал разрешить последнее. «Вдруг он состоит с обществе любителей бабочек или марки коллекционирует», — пояснил Плигин.
Предложено упростить процесс возбуждения уголовных дел в отношении некоторых спецсубъектов. Для этого предложено из ст. 448 УПК исключить норму о необходимости коллегии из трех судей в принятии решений о возбуждении уголовного дела в отношении депутата Госдумы, члена Совета федерации и судей. Плигин пояснил, что эта норма будет прописываться отдельно, вне антикоррупционного законодательства. Соответствующие поправки в УПК будут разрабатываться и вноситься комитетом позже.
Статьей 5 законопроекта предусмотрены полномочия президента по формированию «органов в составе органов госвласти для противодействия коррупции». Согласно нынешнему варианту законопроектов сформированный антикоррупционный орган может лишь подготавливать проекты указов, распоряжений и поручения президента и обращаться в соответствующие государственные органы по координации деятельности. Спор возник вокруг термина «обращение»: подразумевает ли это обязательные к исполнению указания либо лишь перенаправление обращений. В результате полуторачасовой дискуссии было решено, что потенциальное антикоррупционное ведомство сможет лишь передавать внесенные просьбы соответствующим органам, не получая никаких собственных полномочий по расследованию. Координировать деятельность по борьбе с коррупцией правоохранительных органов будет Генпрокуратура России.