С саммитом глав МИДов стран НАТО в Брюсселе, открывающимся во вторник, и Украина, и Грузия связывали свои надежды на обретение сколько-нибудь внятных перспектив вступления в военный союз. Однако на деле за полгода с момента предыдущей встречи, когда этот вопрос отложили на декабрь, положение дел едва ли изменилось.
На двухдневном форуме Украина и Грузия получат от союзников поддержку усилий в проведении необходимых реформ для достижения стандартов НАТО. Но о плане действий по членству речи снова не будет.
Именно это и должно стать главным итогом заседаний комиссий Украина — НАТО и Грузия — НАТО, которые пройдут 3 декабря в первой половине дня. Со стороны Украины в них примет участие украинский министр иностранных дел Владимир Огрызко, а со стороны Грузии — его коллега Екатерина Ткешелашвили.
В апреле Вашингтон настаивал на том, чтобы на декабрьской встрече вопрос о перспективах членства двух бывших советских республик был поднят вновь. В какой-то момент наблюдатели стали полагать, что существенно ускорит прием этих государств в альянс война в Южной Осетии. Но получилось иначе.
Августовский конфликт между Грузией и Россией и политическая нестабильность на Украине убедили европейцев, в первую очередь Францию, Германию и Италию, в том, что говорить о предоставлении плана действий по членству как минимум преждевременно.
Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер в минувшее воскресенье еще раз подтвердил, что позиция его страны с апреля нисколько не изменилась.
Источники Reuters в НАТО спешат напомнить, что нынешняя отсрочка вовсе не означает, что военный блок отвернулся от своих союзников. «Разногласий по поводу того, что это в конце концов произойдет — Украина и Грузия станут членами НАТО, нет, — утверждают они. — Но нет разногласий и по поводу того, что время говорить о членстве не пришло — (обеим странам) еще предстоит многое сделать. Вопрос состоит в том, каков будет на практике механизм присоединения».
Вашингтон в значительной степени скорректировал свою позицию, утверждает директор Центр комплексных европейских и международных исследований Тимофей Бордачев. В условиях сопротивления Парижа и Берлина «американцам требовалось лишь одно — сохранить лицо», замечает эксперт «Когда администрации Джорджа Буша осталось работать менее двух месяцев, они не могут предложить никаких новых решений», — отметил он.
Американская сторона изо всех сил пытается подсластить пилюлю, обещая, что отказ в ПДЧ не так уж страшен для стран-кандидатов.
Глава госдепа Кондолиза Райс в пятницу в очередной раз упомянула, что «есть и другие способы подготовить к членству». Она напомнила, что Чехия и Польша, к примеру, ПДЧ также не получали, но членами НАТО все равно стали.
На прошлой неделе Райс призналась, что подобный компромисс был предложен Лондоном: «Это была британская идея — посмотреть, как мы можем выполнять обязательства бухарестской декларации, под разными углами зрения».
Удобным способом подготовки Киева и Тбилиси к натовским стандартам, по ее мнению, могла бы стать работа в комиссиях Украина — НАТО и Грузия — НАТО. Первая из них была учреждена еще 11 лет назад, а начало второй было положено на экстренном саммите глав МИД НАТО после августовской войны на Кавказе. Само существование такого двустороннего формата «дает важный сигнал», что членство в блоке для обеих столиц достижимо.
Как пишет The New York Times со ссылкой на свои дипломатические источники, Францию вполне удовлетворит такая формулировка. Киев и Тбилиси будут заверены в том, что в блоке их по-прежнему ждут, а у Москвы не будет формального повода придираться. В Берлине, однако, «рассержены», сообщает издание, цитируя германского дипломата. Источник назвал американскую идею «ПДЧ без ПДЧ» «содержанием без этикетки».
Больших надежд на успех не питают, кажется, ни в Киеве, ни в Тбилиси. Но продолжение политики, единожды принятой на Бухарестском саммите в апреле, не слишком-то удовлетворяет Грузию. В интервью британскому телеканалу Sky News в понедельник президент Михаил Саакашвили в который раз указал, что именно подход союзников по альянсу, принятый в апреле, поставил его страну под угрозу российской оккупации. «То, что было сделано в Бухаресте, — не итоговая декларация, но сам способ ведения дел — было полной катастрофой», — объявил глава государства. Если бы союзники «тогда проявили единство», августовской войны, по его мнению, не случилось бы. Сейчас перед членами альянса стоит выбор такой же важности, пригрозил Саакашвили.
«Членство — наша цель, — подвел итог грузинский президент в интервью. — Вопрос, как достичь ее, имеет второстепенное значение».
На Украине к перспективе остаться без ПДЧ относятся с известной долей фатализма. Как заметил в воскресном интервью телеканалу ICTV глава секретариата президента Виктор Балога, в Киеве понимают, что «вопрос о ПДЧ снят с повестки дня». «Все мы понимаем, что ПДЧ не будет предоставлен Украине, потому что среди ведущих членов альянса по этому поводу нет консенсуса», — согласился чиновник, который все же выразил надежду, что вопрос о судьбе Украины в НАТО будет решен в ближайшее время и положительно.
То, что «новые демократии» на постсоветском пространстве останутся без ПДЧ, вовсе не означает, что Россия, горячо выступавшая против расширения блока на восток, может позволить себе «расслабиться», утверждает Павел Золотарев, замдиректора Института США и Канады РАН.
«Идея расширения влияния блока на территории бывшего СССР будет оставаться главным приоритетом Соединенных Штатов и в будущем, — уверен он. — Это можно делать более грубо или более мягко, и команда Барака Обамы должна еще будет себя в этом проявить».