Генпрокуратура может добиться, чтобы право на расследование дел в отношении «спецсубъектов» перешло от следователей к прокурорам. Как ранее рассказывала «Газета.Ru», законопроект, упрощающий механизм привлечения к уголовной ответственности депутатов, членов Совета федерации, судей, прокуроров и других специальных субъектов начал обсуждаться в июне этого года. Промежуточные итоги работы в четверг обсуждались на заседании комитета Государственной думы по конституционному законодательству и государственному строительству.
На данный момент для возбуждения уголовного дела в отношении «спецсубъектов» необходимо заключение Верховного суда о наличии признаков преступления. Теперь такое заключение не будет требоваться. Замгенпрокурора Сабир Кехлеров, участвующий в заседании комитета, пояснил агентству «Интерфакс», что в этой части «спецсубъекты» будут приравнены к обычным гражданам. Правда, он уточнил, что в случае с привлечением к ответственности депутатов и сенаторов будет необходимо согласие Госдумы и Совета федерации.
Правда, для Генпрокуратуры наиболее важный вопрос – кто будет заниматься расследованием дел в отношении «спецсубъектов». На данный момент функция расследования передана Следственному комитету при Генпрокуратуре. Прокуроры же с июня настаивают, что дела по «спецсубъектам» должны быть переданы им. Кехлеров еще раз повторил свой основной аргумент: эта новация связана с необходимостью ограничить возможное воздействие следователя, например, на судью.
Идея о том, что возбуждать и расследовать дела будут именно прокуроры, обсуждалась с момента появления этого законопроекта. Но, как рассказал «Газете.Ru» депутат Виктор Илюхин, также участвующий в заседании комитета, поправка о передаче дел прокурорам из законопроекта была удалена. «Депутаты предложили все же эту поправку вернуть, а Кехлеров поддержал это. Скорее всего, законопроект будет доработан в течение 20 дней», — сказал он. Илюхин также считает, что именно прокуроры должны расследовать дела в отношении парламентариев, судей, следователей. «После создания СКП получилось, что оно само за собой надзирает. Например, в случае с экс-начальником Главного следственного управления СКП Дмитрия Довгия (его подозревают во взятке в размере €750 тыс. — «Газета.Ru») дело в отношении него рассматривал его же подчиненный», — такой расклад депутат считает неправильным.
Генпрокуратура почти с момента возникновения СКП выступала против того, что прокурорам оставили только надзор. Генпрокурор Юрий Чайка неоднократно говорил о неэффективности такого распределения функций. Если этот законопроект будет принят, то он станет первой серьезной победой прокуроров.