Почти сразу с окончанием боевых действий, еще 12 августа, Грузия обратилась в Международный суд в Гааге с иском о возбуждении разбирательства против России. Заявление основано на Международной конвенции о ликвидации любых форм расовой дискриминации 1965 года. Согласно утверждению грузинской стороны, «8 августа 2008 года Российская Федерация начала полномасштабное военное вторжение в Грузию для поддержки этнических сепаратистов в Южной Осетии и Абхазии» и что эта «военная агрессия привела к гибели сотен мирных жителей».
Представители грузинской стороны просят суд «принять безотлагательные меры» для защиты ее прав в югоосетинском конфликте.
«Будут ли приняты эти безотлагательные меры и в чем они будут заключаться, как раз предстоит решить в ближайшие дни судьям международного суда ООН», — заявил «Газете.Ru» глава пресс-службы Российского посольства в Гааге Александр Панков.
Слушания продлятся три дня. В первый день, 8 сентября, каждой из сторон выделили по три часа для выступления. Во второй день слушаний представлять свою позицию в высшей судебной инстанции ООН будет только Грузия, а заключительный, третий день отдан России. Россию на слушаниях представляют директор правового департамента МИД РФ Роман Колодкин, посол РФ в Нидерландах Кирилл Геворгян и приглашенные юристы — специалисты по международному праву. Интересы Грузии помимо посла Грузии в Нидерландах Майи Панджикидзе отстаивает известный американский юрист-международник Пол Рейчлер.
Россия еще ни разу с момента признания юрисдикции Гаагского суда в 1989 году не участвовала в качестве стороны в рассмотрении споров.
Между тем проведение слушаний еще не означает, что судебный процесс против России начался. «Пока зарегистрирован только иск, — разъяснил «Газете.Ru» вице-президент Международного союза адвокатов Ахмат Глашев. — Его в любой момент могут отклонить, например, по формальной причине нарушения регламента». По его словам, сама процедура рассмотрения иска довольно скрупулезная и бюрократическая, и только вопрос о продлении слушаний может занять очень много времени. «Если процесс все-таки состоится, то он может затянуться как минимум на 2 года, а то и лет на семь. В том случае, если российская сторона хорошо подготовится к защите, суд закончиться без особых последствий для нашего государства.
У Гаагского трибунала нет репрессивного аппарата по отношению к сторонам, в худшем случае Россию исключат из ООН.
Правда, если грузинская сторона может предъявить обвинения против конкретных физических лиц, то в случае неблагоприятного исхода их могут арестовать, как Милошевича, за военные преступления. Но, скорее всего, до этого не дойдет, и Россия затянет дело на долгие годы», — рассказал специалист по международному праву.
Решение Международного суда ООН не подлежит обжалованию ни в одной другой судебной инстанции, однако Россия может подать встречный иск в международный или европейский суд о геноциде в Южной Осетии. Пока российские власти только угрожали обратиться в Гаагу или Страсбург. При этом Глашев располагает сведениями, что сами граждане как Южной Осетии, так и Грузии уже готовят иски в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. «И у них есть все шансы выиграть дело и получить компенсации от 10 до 50 тыс. евро», — утверждает юрист.
Первый зампред думского комитета по международным делам Леонид Слуцкий также сомневается, что иск будет принят к рассмотрению. «Суд может принять решение, что данный вопрос не подпадает под его юрисдикцию», — отметил зампред комитета. По его мнению, «этот вопрос требует не судебного разбирательства, а изучения в Совете Безопасности ООН». «Если разбирательство будет объективным, то репутация Грузии в мировой политике и международных отношениях будет серьезным образом подорвана», — отметил депутат.