Вывести российские войска с территории Грузии к 22 августа президент России Дмитрий Медведев обещал еще в среду. В телефонном разговоре с французским президентом Никола Саркози Медведев сказал, что «остальной контингент, приданный в усиление миротворцам, будет отведен на территорию Южной Осетии и в Россию».
Грузинская сторона (а также поддерживающие ее США и страны НАТО) в последующие дни неоднократно заявляла, что Россия не торопится с выводом войск и едва ли успеет сделать это до пятницы. В Тбилиси местные политики были абсолютно уверены, что Москва намерена держать своих солдат на грузинской территории как можно дольше.
Еще в пятницу утром агентство Reuters сообщало, что российские солдаты экскаватором копают траншеи на дороге недалеко от черноморского порта Поти. А фотограф агентства заметил на трассе, ведущей в Сенаки, 30 военных и четыре бронетранспортера. Правда, позже другой корреспондент Reuters сообщал о приближении к границе Грузии и Южной Осетии российской военной колонны, в которой было не меньше 40 единиц военной техники. Но уже днем телеканал CNN передавал данные о постепенном выходе российских войск из Гори.
Российский Генштаб отчаянно пытался развеять подозрения в возможной задержке вывода российских войск с территории Грузии. К концу дня в Тбилиси признали, что российские солдаты начали покидать страну. А к 20.00 наиболее крупный грузинский город, занятый миротворцами, Гори вроде бы покинули все российские солдаты.
Замначальника Генштаба ВС России Анатолий Ноговицын заявил, что вывод войск из зоны грузино-осетинского конфликта осуществляется по графику. «Отвод составных войск РФ выполняется, и мы не намерены этот план корректировать в сторону увеличения по времени», — сказал он.
Секретарь Совбеза Грузии Каха Ломая после встречи с российским генералом Вячеславом Борисовым заявил, что российские войска пообещали покинуть Гори к 20.00 по местному времени и убрать все пропускные пункты со стратегически важных дорог. Ломая добавил, что российские военные «выходят в направлении севера от Цхинвали, к Рокскому перевалу».
Заместитель министра обороны Грузии Бату Кутелия в интервью «Газете.Ru» заметил, что «пока особых продвижений не видно, хотя какая-та часть действительно отправилась к границам России». «Опасения, что обещание Медведева не будет исполнено, у нас останутся до тех пор, пока все российские военные не уйдут с нашей территории», — сказал Кутелия.
Между тем грузинское агентство «Грузия online» в пятницу вечером заявило, что начат вывод российской военной техники и солдат из Игоети и Каспи и более 100 единиц военной техники покинуло блокпост у села Надарбазеви. Однако информации о выводе российских войск из западных регионов Грузии пока не поступало. По данным агентства, работает и КПП российских военных на въезде в город Поти.
Ближе к 20.00 агентство «Новости Грузии» сообщило, что из Гори уже выведены российские регулярные войска, однако у въезда в город остается еще один пост, который вскоре должен прекратить работу и впустить в город грузинских полицейских. В свою очередь, Ломая сообщил журналистам, что регулярные подразделения российских войск уже отведены из Гори, этот же процесс идет в Хашури, Каспи и Зугдиди.
Несмотря на вывод российских войск из Гори, полностью покидать грузинскую территорию Москва не собирается. В так называемой буферной зоне в Грузии будут установлены восемь блокпостов, где позиции займут 500 российских военных.
«Мы не будем спрашивать Саакашвили о буферных зонах, о которых мы договаривались. Диктовать свои условия Грузия не имеет ни морального, никакого права», — сказал в пятницу генерал Ноговицын. По словам Ноговицына, десять постов миротворцев расположатся вдоль административных границ зон конфликтов, а еще восемь постов будут вынесены вглубь территории Грузии. По данным BBC, в «буферную зону» попадет город Сенаки и несколько грузинских сел.
Несмотря на это, вечером в пятницу министр обороны России Анатолий Сердюков отрапортовал президенту Дмитрию Медведеву, что отвод приданных миротворческому контингенту российских воинских частей с территории Грузии полностью завершен. Таким образом, Россия считает свои обязательства выполненными и намерена перейти к политическим выводам.
Не случайно вечером обострилась дискуссия вокруг возможного признания Москвой независимости Южной Осетии. Впервые на такую возможность намекнул высокопоставленный чиновник из Белого дома.
«Руководство России скорее поддержит обращение парламента и народа Южной Осетии», — сказал министр регионального развития РФ Дмитрий Козак в пятницу журналистам. Напомним, что парламент Южной Осетии на своем заседании в пятницу принял обращение к президенту России и Федеральному собранию России с просьбой о признании независимости республики. Ранее такое же обращение направил и парламент Абхазии. В понедельник этот вопрос должны рассмотреть в Госдуме и Совете федерации. Депутаты обеих палат парламента ранее не скрывали, что готовы признать независимость обеих непризнанных республик. Очевидно, что они ожидают лишь отмашки сверху.
Правда, источник «Газеты.Ru» в Минрегионразвития попросил все же не воспринимать слова Козака как какое-то официальное заявление о поддержке стремления граждан Южной Осетии к независимости.
«Он очень осторожно выразился, сказав «скорее да», но ведь это целая процедура. Очевидно, на него произвел впечатление разрушенный Цхинвали, который сегодня посетил министр. Безусловно, он имел в виду, что Россия будет продолжать оказывать помощь пострадавшим, но, что касается процедуры провозглашения независимости, об этом говорить пока рано», — сказал собеседник «Газеты.Ru».
В Тбилиси отнеслись к заявлениям российской стороны в меру спокойно. «Если Россия сделает такой шаг в одностороннем порядке, этим она еще раз проявит те намерения, которые были у нее, когда она совершила военное вторжение на территорию Грузии», — отметила глава МИД Грузии Екатерина Ткешелашвили на брифинге в Тбилиси. «Никаких серьезных юридических последствий этого не будет, потому что одностороннее признание со стороны России в данном случае ничего не означает для мира, так как противоречит международному законодательству», — сказала глава МИДа.