Американский конгресс сделал во вторник новый шаг по искоренению расизма. Законодатели извинились перед гражданами США африканского происхождения за «фундаментальную несправедливость, жестокость, грубость и бесчеловечность рабства» и сегрегацию, установленную после Гражданской войны так называемыми «законами Джима Кроу».
Резолюция, которая если и не ставит точку в расовых распрях, то окончательно утверждает демонтаж сегрегации, просуществовавшей на территории США почти век, с 1876 по 1965 годы, была принята палатой представителей единодушно.
Внес ее конгрессмен-демократ Стив Коэн, иудей по вероисповеданию, представляющий избирательный округ с преимущественно афроамериканским населением в Мемфисе, штат Теннеси. Инициативу поддержали организатор демократического большинства в палате Джеймс Клайберн, председатель юридического комитета палаты Джон Коньерс и еще 40 видных конгрессменов. Теперь на очереди принятие такой же резолюции в сенате, где ее продвигает сенатор-демократ из Айовы Том Харкин.
В феврале этого года, напоминает The Washington Post, сенат уже принимал похожую резолюцию с извинениями в адрес американских индейцев, чьи предки истреблялись американскими колонистами. А в 2005 году единодушного осуждения верхней палаты заслужила практика линчевания афроамериканцев, на которую федеральные власти закрывали глаза в течение десятилетий.
Многие наблюдатели полагают, что с инициативой извиниться за рабство Коэн вышел именно сейчас, поскольку 7 августа ему предстоит пройти внутрипартийные праймериз за право переизбираться. Вызов ему бросает афроамериканка Никки Тинкер, которая может рассчитывать на поддержку своей общины. Однако этот шаг однозначно сыграет свою роль и в нынешней президентской кампании, где соревнуются между собой демократ-афроамериканец Барак Обама и республиканец Джон Маккейн. Обама, активно пропагандирующий идею о том, что американское общество готово к тому, чтобы полностью изжить в себе расизм, получит новые аргументы, в то время как Маккейну, с большой осторожностью рассуждающему о расовых вопросах — все-таки его оппонент чернокожий, — останется деликатно промолчать.