На американской военной базе в Гуантанамо завершились все приготовления к началу первого судебного разбирательства в отношении одного из плененных американцами подозреваемых в террористической деятельности. Первым обвиняемым стал йеменец Салим Хамдан, захваченный в ноябре 2001 года, личный шофер главаря «Аль-Каиды (организация запрещена в России)» Усамы бен Ладена.
Хамдан требовал отсрочить начало процесса, однако американский окружной судья Джеймс Робертсон в четверг не принял к рассмотрению его ходатайство. Заявления Хамдана о том, что с ним обращаются на базе «неконституционным образом», на основании чего он и требовал отложить слушания, «должны сначала рассматриваться военной комиссией», которая и разберет его дело, указал судья.
Как полагает сторона обвинения, Хамдан, будучи человеком, безусловно, близким к бен Ладену, был одним из ключевых связных с ячейками «Аль-Каиды», готовившими атаки в западных странах. К тому же, как свидетельствуют военные прокуроры, он еще и занимался транспортировкой оружия, сообщает Reuters.
Более того, объявили на предварительных слушаниях агенты ФБР, поступая на работу, Хамдан принес «священную клятву верности Усаме бен Ладену», что в их глазах, бесспорно, одно из тягчайших обвинений.
Если судья сочтет, что обвиняемый виновен в «преступном заговоре против Соединенных Штатов» и «транспортировке оружия, предназначенного для террористических целей», то Хамдану грозит пожизненное заключение.
Защита продолжает настаивать на незаконности задержания и заключения йеменского гражданина, указывая, что Верховный суд определил в июне этого года, что все 265 узников Гуантанамо располагают конституционными правами. Это относится и к правилам содержания, предъявления обвинений, назначения защитников и собственно судебных процедур. Однако, отверг их аргументы судья Робертсон, «ускоренное судопроизводство» в отношении плененных в бою прописано в законе 2006 года, который противоречащим конституции не признан. К тому же, указывает прокурор Джон Мерфи, Хамдан как «участник боевых действий» может находиться под стражей до их официального окончания.
Что касается сути обвинений, то, как утверждают адвокаты, Хамдан полностью не виновен, поскольку работал на бен Ладена не по убеждению, а из-за денег. 200 долларов, что он получал каждую неделю, в течение пяти лет состоя при главаре террористов, как по афганским, так и по йеменским меркам — огромное состояние.
Шофер бен Ладена, собственно говоря, предстанет не перед обычным гражданским судом, а перед специальной «военной комиссией», учрежденной Соединенными Штатами с началом войны против террора. Это первые военные суды, которые заработали в США после окончания Второй мировой войны. Однако начало разбирательства дел подозреваемых в терроризме, захваченных еще в ноябре 2001 года, оттягивалось из-за неясного юридического статуса самих обвиняемых, признанных в США «участниками боевых действий с враждебной стороны».
Теперь, когда процедура рассмотрения дел в военных комиссиях признана Верховным судом США законной, за Хамданом последуют еще двадцать иностранных граждан, захваченных американцами в ходе боевых действий и спецопераций. По словам главного военного прокурора полковника Лоуренса Морриса, представляющего на этих процессах Пентагон, в конце лета можно ожидать официального предъявления обвинений еще нескольким пленникам.