Органы безопасности Великобритании считают наиболее опасными угрозами для страны террористическую организацию «Аль-Каида (организация запрещена в России)» и Иран, в частности, его ядерную программу. На третьем месте оказалась Россия, наводнившая Англию своими шпионами.
В британских спецслужбах есть мнение, что все три разведывательных ведомства России (ФСБ, ГРУ, СВР) буквально наводнили страну своими агентами, пишет газета The Times.
По информации британского издания, сотрудников английских спецслужб раздражает то, что на борьбу с военным и промышленным шпионажем русских им приходится отвлекать жизненно необходимые ресурсы.
В Лондоне также не завершилась история с загадочной смертью российского политэмигранта и бывшего сотрудника КГБ Александра Литвиненко. Он был отравлен полонием-210 и скончался в конце ноября 2006 года. Скотленд-Ярд подозревает, что российские спецслужбы причастны к этому инциденту. Кроме того, Россия так и не выдала Великобритании бизнесмена, а ныне депутата Госдумы Андрея Лугового, которого подозревают в отравлении Литвиненко.
Отказ в экстрадиции Лугового вызывал обмен нелицеприятными комментариями между руководством Великобритании и России. Надо отметить, что еще одной постоянной головной болью является попытка Москвы добиться выдачи российских политэмигрантов, которых в Лондоне немало. Среди них бизнесмен Борис Березовский, чеченский эмиссар Ахмед Закаев, около 20 бывших сотрудников НК ЮКОС, а весной этого года политубежище получила журналистка Елена Трегубова. Кстати, произошло это, когда в России закрывали Британский совет и проводили обыски в компании ТНК-BP.
The Times отмечает, что о страхах британских спецслужб стало известно незадолго до первой встречи нового президента России Дмитрия Медведева и английского премьер-министра Гордона Брауна. Они проведут переговоры в рамках саммита «большой восьмерки», который в понедельник начнется на японском острове Хоккайдо.
На данный момент неизвестно, чему будет посвящена беседа российского и британского лидера, хотя стороны дали понять, что настроены на улучшение отношений. Об этом Медведев говорил и в первом зарубежном интервью газете The Financial Times еще во время президентской кампании, а также в беседе с журналистами стран «восьмерки».
Однако такие неприятные темы, как расследование дела Литвиненко и сложные взаимоотношения между силовыми ведомствами обеих стран (в прошлом году они успели обменяться серией колкостей в адрес друг друга), вероятно, будут обсуждаться политиками. Отдельно, скорее всего, будет затронута тема о судьбе компании BP и ее сотрудников в России. Напомним, что весной усилилось давление силовых ведомств РФ на британский персонал англо-российской компании ТНК-ВР, единственной крупной топливной структуры России с иностранным присутствием. В компании были проведены обыски, несколько сотен сотрудников не получили российские визы. В этом же году российские власти добились сворачивания работы в нашей стране Британского совета.