Дмитрий Медведев почти закончил формирование своей администрации. В среду поздно вечером указами нового главы государства были назначены семь полномочных представителей президента в федеральных округах. Чуть раньше Медведев назначил тех советников, которые не были оглашены накануне, – посты в Кремле сохранили экс-министр связи Михаил Лесин и Владимир Шевченко, руководивший протоколом в администрациях Бориса Ельцина и Михаила Горбачева. Тогда же Медведев переназначил своих представителей в органах власти: в Конституционном суде продолжит работать Михаил Кротов, назначенный на эту должность в ноябре 2005 года; в Совете федерации позицию президента для депутатов продолжит представлять Александр Котенков; сохранил свою должность и Александр Косопкин, с 2004 года представлявший президента в Госдуме.
Полпреды в округах в подавляющем большинстве также остались прежними. Экс-глава Генштаба Анатолий Квашнин остался полпредом в Сибирском федеральном округе, Олег Сафонов — в Дальневосточном, Георгий Полтавченко — в Центральном, Петр Латышев — в Уральском. Все эти переназначения ожидались.
Сенсационным можно считать только назначение уволенного два дня назад министра юстиции Владимира Устинова в Южный федеральный округ.
Работавший в Ростове-на-Дону Григорий Рапота был передвинут ближе к Москве – теперь он станет полпредом в Приволжском округе. Пост там – единственный освободившийся в результате правительственной реформы. Бывший приволжский полпред Александр Коновалов был взят премьер-министром Владимиром Путиным в правительство на должность Устинова – главой Минюста.
Ссылки на юг некогда казавшегося непотопляемым бывшего главы министерства и бывшего генпрокурора Устинова эксперты и источники ожидали давно. Согласно одной из версий, Устинов рассматривался как кандидат в губернаторы Ставропольского края взамен ушедшего с этой должности Александра Черногорова.
Накануне назначения источник «Газеты.Ru» в окружении Устинова сообщил, что люди, «которые выполнят любое указание от федерального центра», очень сейчас востребованы. «Отставка была предсказуема. За полгода-год до того в Москве уже ходили слухи об этой отставке. Поговаривали о Южном федеральном округе и администрации Краснодарского края. Кроме этого, Игорь Сечин на месте и своего родственника без работы не оставит», - заявил источник.
Устинов исторически связан со Ставропольем и Южным округом. В 1994 году Устинов был прокурором Кубани. При генпрокуроре Юрии Скуратове работал начальником главка Генпрокуратуры на Северном Кавказе. «Устинов любит Кавказ, и он там уже хорошо работал. Там нужен жесткий человек», — говорит близкий к новому полпреду источник.
Значительные проблемы у Устинова в южных регионах все-таки будут. В частности, именно его критиковали за бездействие прокуратуры жители Северной Осетии после теракта в Беслане. Взывали правозащитники к Генпрокуратуре и по поводу неправового, по их мнению, отъема земли в Краснодарском крае под олимпийские нужды.
Отставка Устинова с поста генпрокурора летом 2006 года и двухдневной давности увольнение его из Минюста носили характер сенсации. Дело в том, что новый полпред в ЮФО всегда ассоциировался с кланом всесильных кремлевских силовиков. Помимо того, что он сват негласного лидера этой группировки Игоря Сечина (ныне вице-премьера), именно при Устинове-прокуроре власти начали и довели до полной победы судебно-следственное преследование компании ЮКОС. Впрочем, летом 2006 года отставка Устинова из прокуратуры обернулась к удивлению многих экспертов простой рокировкой Устинова и Юрия Чайки. Последний стал генпрокурором, а Устинов занял место Чайки в Минюсте.