Квалификационные коллегии судей могут лишать судей их полномочий досрочно. Однако такое решение должно быть мотивировано, принято тайным голосованием, а ход разбирательств отражен в итоговом протоколе. Такое постановление в четверг принял Конституционный суд.
Напомним, поводом для рассмотрения дела послужили жалобы пяти бывших судей из Санкт-Петербурга, Новосибирской и Ростовской областей, Карачаево-Черкесии, чьи полномочия были прекращены по решениям квалификационных коллегий судей. Заявители оспаривали ряд положений законов «О статусе судей в РФ» и «Об органах судейского сообщества в РФ», в которых говорится, что судья может быть лишен статуса за совершение дисциплинарного поступка, за нарушение кодекса судебной этики и в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей. Они настаивали, что закон никак не поясняет, что это за дисциплинарные нарушения, и не определяет их тяжесть. Поэтому решения по таким случаям могут приниматься произвольно, на усмотрение органа, который выносит определение.
Еще одна претензия касалась самого порядка формирования квалификационных коллегий судей. Во-первых, в них входят такие же судьи, в отношении которых могут быть поданы аналогичные представления о досрочном лишении статуса. Кроме того, обжаловать такое решение судьи могут в высшем суде субъекта — в том органе, который формирует квалификационные коллегии.
Конституционный суд решил более тщательно остановиться именно на том, как такие комиссии принимают решения.
В оглашенном в четверг постановлении говорится, что все оспариваемые нормы не противоречат Конституции. В том числе, квалификационные коллегии судей могут решать вопросы о дисциплинарных проступках судей. Однако при условии, что квалификационная коллегия вынесет мотивированное решение «тайным голосованием, результаты которого (число голосов, поданных за и против) отражаются в протоколе заседания и самом решении», говорится в решении КС. Соответствующие изменения должны быть внесены в акты, регламентирующие порядок работы коллегий.
Судья-докладчик Геннадий Жилин пояснил журналистам, что таким образом члены коллегий получат дополнительные гарантии, что их решение не повлечет каких-нибудь неприятных последствий. Кроме того, судьи, которые досрочно лишились статуса, смогут обжаловать вынесенное решение. Причем Жилин уточнил, что судьи должны обращаться в Верховный суд — соответствующее решение КС вынес год назад. «Закон предусматривает, что решение о лишении статуса принимается двумя третями голосов. Кассационная инстанция должна заново рассматривать, в том числе учитывая, что и как обсуждалось на коллегии, как распределились голоса и другие моменты», — сказал он.
Немаловажным КС считает и то, что судья «не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий за судебную ошибку, если только неправосудность судебного акта не явилась результатом такого поведения судьи, которое по своему характеру не совместимо с занимаемой им должностью».
Такая мера предполагается только за такой поступок, «который порочит честь и достоинство судьи и является несовместимым с его статусом». Кстати, отчасти тем, что в каждом отдельном случае обстоятельства могут быть разными, в законах и нет четких критериев, за что могут уволить судью. Жилин рассказал, что при подготовке постановления он и его коллеги изучили немало зарубежных правовых актов, и, по большему счету, ни в одной стране нет перечня поступков, за которые судью вполне могут лишить его высокого статуса.
Что же касается непосредственно дел заявителей, то КС специально указал, что правоприменительные решения по данным вопросам «подлежат пересмотру».
В том, что такая мера, как досрочное лишение полномочий, имеет право на существование, КС не сомневается. «С одной стороны, судья не может работать в условиях вседозволенности, так как могут пострадать права граждан. Поэтому и был введен институт дисциплинарной ответственности судей, — считает Жилин. — С другой — нельзя за любое нарушение или проступок лишать судью полномочий». В постановлении КС говорится, что в целом законодатель может подумать о создании отдельных дисциплинарных судов, которые будут независимы от решения квалификационных коллегий. «Это наша рекомендация», — особо отметил Жилин.
Директор Института политико-правового анализа Константин Катанян согласен, что принятое постановление действительно усилит гарантии независимости деятельности как судей, так и квалификационных коллегий. «Процедура тайного голосования позволит членам квалификационных коллегий не бояться того, что их мнение станет потом основанием для преследования со стороны председателя того суда, член которого работает в коллегии. И если эта процедура будет узаконена, то формально решение коллегии станет независимым», — заявил он «Газете.Ru». Но в том, что данные изменения смогут полностью обезопасить квалификационные коллегии, эксперт не уверен. «На практике все равно существуют методы воздействия на судей, и есть опасения, что все члены коллегии, проголосовавшие не так, как надо, будут нести ответственность за принятое ими решение», — считает Катанян.