В среду получил продолжение разговор о возможной продаже Россией в Иран зенитных ракетных систем С-300. Об этом заявил министр обороны Ирана Мостафа Мохаммад Наджар. «ЗРК С-300 будут поставлены Ирану в рамках договора, заключенного ранее с Россией», — цитирует Наджара иранское информационное агентство Fars. По его словам, «сроки поставки будут объявлены позднее».
Предстоящие поставки С-300 подтвердил источник «Интерфакса» в российском оборонно-промышленном комплексе. «В соответствии с подписанным несколько лет назад контрактом Россия поставит Ирану несколько десятков ЗРС С-300ПМУ1», — сказал собеседник агентства.
Детали сделки пока не раскрываются. В «Рособоронэкспорте» комментировать заявления иранцев в среду отказались.
Отметим, что в прошлый четверг продажу Тегерану комплексов С-300 не исключил директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев. Он заявил после заседания российско-иранской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, что Россия рассмотрит и «будет прорабатывать» любые не запрещенные международными соглашениями заявки Тегерана на приобретение оборонительных вооружений. Однако Дмитриев заявил ИТАР-ТАСС, что конкретно поставки зенитно-ракетного комплекса С-300 не обсуждались, добавив, впрочем, что «это разрешено всеми режимами».
С-300 является зенитно-ракетной системой среднего радиуса действия, которая была принята на вооружение в СССР в 1979 году (три года назад на вооружение был принят комплекс С-400). Модификация С-300ПМУ1, которую Россия якобы продает в Иран, обеспечивает поражение современных самолетов, стратегических крылатых ракет и других воздушных целей. Система предназначена для обороны важнейших административных, промышленных и военных объектов от ударов всех типов средств воздушного нападения во всем диапазоне их практического применения. Дальность действия С-300ПМУ1 достигает 150 км. С-300 никогда не принимала участия в реальных боевых действиях, однако считается очень боеспособной системой ПВО.
Тегеран испытывает в комплексах средней дальности реальную необходимость, особенно после того, как в 2005 году Россия и Иран заключили контракт на поставку зенитно-ракетных комплексов малой дальности «Тор-М1», и в конце января 2007 года Тегеран их получил.
По словам старшего научного сотрудника Центра международной безопасности Владимира Евсеева, изначально вместе с «Торами» планировалась продажа и С-300». «Только в этом случае у Ирана получится эффективная система ПВО, так как «Торы» являются отличной защитой для С-300», — пояснил «Газете.Ru» Евсеев.
Однако преград для заключения сделки по С-300 довольно много. Несколько лет назад тогдашний министр обороны Сергей Иванов ездил в Иран, где предложил построить в России совместный центр по производству ядерного топлива, а затем Россия официально обратилась с официальным предложением. Тегеран, однако, дважды сделал вид, что предложения не услышал, напоминает Евсеев. В январе 2007 года Иран вновь начал исследовательские работы по обогащению урана, и Россия была вынуждена объявить о прекращении переговоров по С-300. Кроме того, необходимое для эффективной защиты количество комплексов обойдется Ирану в круглую сумму в несколько десятков миллиардов долларов.
Заместитель председателя экспертного центра Комитета ученых за глобальную безопасность Александр Пикаев считает, что Россия может продать комплексы С-300 только в том случае, если она серьезно намерена обезопасить Иран от военного вмешательства извне.
«Если Россия хочет не допустить удар по Ирану, то она может решиться на это, понимая все негативные последствия», — заявил Пикаев «Газете.Ru». Эксперт уверен, что Запад будет крайне недоволен решением поставить Тегерану С-300, и это «даст пищу для новой антироссийской кампании в СМИ».
По мнению Евсеева, продажа С-300 приведет к ухудшению и без того трудных отношений между Россией и США. «Продажа таких систем будет ухудшать российско-американские отношения и дальше. Продажа «Торов» уже вызвала большое беспокойство Вашингтона, а связка «Тора» и С-300 более серьезна», — сказал «Газете.Ru» Евсеев.
Эксперты видят в продаже зенитных ракетных систем Ирану еще несколько минусов. Евсеев акцентирует внимание на том, что «поставка комплексов может привести к копированию ракетных технологий, что России делать запрещено». Пикаев указывает, что продажа С-300 станет «неправильным политическим сигналом», а именно «вознаграждением Ирана за то, что он еще не сделал». Эксперт напомнил, что «тяжба с санкциями не завершена, и Иран все еще должен ответить на вопросы МАГАТЭ».
Наконец, по мнению Евсеева, разговор о продаже С-300 вообще довольно бессмысленный, так как у России «нет запасов этих комплексов». «Значит, их надо снимать с войск, а российская система ПВО в целом сильно слабее советской, и оголять какие-то сектора для продажи Ирану неразумно», — пояснил Евсеев.
Не исключено и то, что Иран блефует. Эксперты указывают, что такая тактика свойственна Тегерану.
Так, 23 декабря Иран объявил о своих планах построить 19 атомных электростанций. Евсеев заявил, что это несерьезно, так как понадобятся «соответствующие ресурсы». «По-видимому, все заявления иранской стороны — это пиаровский ход. Идет прощупывание позиции сторон по этому вопросу. Со стороны Ирана очень много блефа, и такие действия не способствуют и улучшению российско-иранских отношений, которые сейчас тоже находятся в состоянии консервации», — заключает эксперт.
Не исключено, что в Иране уже давно есть комплексы С-300. По некоторым данным, Тегеран приобрел несколько С-300ПМУ-1 еще в 1993 году. Кроме того, в 2006 году британский журнал Jane's Intelligence Digest сообщал о том, что комплексы ЗРК С-300, поставляемые Россией в Белоруссию, якобы попадали в Иран. Однако тогда российское и белорусское министерства обороны категорически опровергли эту информацию.