Спустя неделю после первого заседания думской рабочей группы по расследованию блэкаута интерес к ее деятельности у депутатов резко упал. В четверг послушать доклад нового гендиректора «Мосэнерго» Анатолия Копсова и замминистра МЧС Евгения Серебренникова пришла лишь половина ее членов. Возможно, это объяснялось тем, что в ближайших планах комиссии не значится новых интересных экскурсий, таких, как первую неделю. Депутаты, напомним, успели съездить на подстанцию «Чагино» и в центральное диспетчерское управление РАО «ЕЭС России».
В ходе этих поездок выяснилось немало неожиданностей, которые складываются в полноценную картину аварии.
Сначала думцы, как уже писала «Газета.Ru», пришли к выводу, что в аварии не виновата подстанция «Чагино» в Капотне, хотя на нее и посыпались все шишки сразу после энергоаварии. Вернее, как заявил журналистам в четверг руководитель думской рабочей группы Владимир Пехтин, «ее влияние было опосредованное». Дело в том, что подстанция была выключена ночью накануне аварии из-за пожара, а потому, по словам депутата, не смогла принять участия в аварийном электроснабжении. В ходе визита в РАО ЕЭС в минувшую среду глава думской рабочей группы сообщил, что дневное отключение электричества 25 мая началось с подстанции «Очаково-Чоботы». Там перестали работать пять линий электропередач «из-за совокупности факторов». Что могло быть причиной, депутаты выяснили на сегодняшнем заседании.
Оказалось, в дело вмешался нечеловеческий фактор. «На линию электропередач 220 кВ, которая исходит от подстанции, упало дерево», — сообщил Пехтин. Произошло, таким образом, короткое замыкание. Установили и точное время падения — 10.45. Вроде бы даже ясно, что несчастное дерево никто не подпиливал, оно упало само. Неизвестной осталась только порода растения, но расследование, в конце концов, продолжается.
Упавшее дерево к ответственности не привлечешь, но, как заявил Пехтин, отвечая на вопросы, комиссия будет рекомендовать РАО ЕЭС спилить погибшие деревья, которые растут в опасной близости от ЛЭП.
Главный вопрос теперь в том, почему короткое замыкание на подстанции «Очаково» привело к масштабным отключениям, которые нарастали как снежный ком. Депутаты заявили о «совокупности недостатков». «В МЧС об аварии узнали только через два часа после того, как случилось массовое отключение потребителей от электроэнергии», — недоуменно рассказал Пехтин. Плохая осведомленность МЧС была странной, потому что через два часа после отключения вопросом, куда подевался свет, задавалась уже половина Москвы. А член рабочей группы, глава думского комитета по энергетике Валерий Язев, признался, что в комиссии всерьез изучаются и имеющиеся факты «набросов на провода». Так энергетики называют несанкционированное подключение к линиям электроэнергии, которое может серьезно нарушить стабильную подачу света. В свою очередь, член рабочей от КПРФ Валентин Романов напомнил «Газете.Ru», что, по мнению его партии, во всем по-прежнему виноват Чубайс и его реформа электроэнергетики. «Авария 25 мая — грозный урок руководителям страны и потребителям о том, что нас еще ждет предстоящей зимой», — пообещал он.
На заседании рабочей группы депутаты более или менее точно, с их точки зрения, подсчитали ущерб от произошедшего. По словам Пехтина, он составил от 600 миллионов до полутора миллиардов рублей.
Пострадали же от энергокризиса не шесть миллионов человек, как считали в первые дни, а всего 42 тысячи жителей Москвы, Московской и других областей.
Пострадавшими глава думской комиссии посчитал тех, кто застрял в метро, лифте и не смог уехать никуда из Москвы на поезде или самолете. Что касается остальных жителей Москвы и окрестностей, то их, судя по выводам думской рабочей группы, авария не затронула.
Более полная картина причин блэкаута должна сложиться, когда свое заключение в начале следующей недели вынесет комиссия «Мосэнерго». Пока его представители воздерживаются от комментариев, а гендиректор Анатолий Копсов скрылся от журналистов окольными тропами. Тогда же свои выводы обещают представить Министерство промышленности и энергетики и Ростехнадзор.