Покушение на Сурабалдиева было совершено около 13:00 по местному времени. Депутат выходил из своего офиса в Фонде предпринимательства, расположенного рядом со зданием Русского драматического театра. Он только пошел к своей служебной «Тойоте», как из припаркованного рядом белого «Мерседеса» вышли двое киллеров «азиатской наружности» (так их описывает местная милиция). Сначала напали на водителя машины, по совместительству охранника депутата, только потом, нейтрализовав охранника, второй наемник пристрелил безоружного депутата. Причем, как следует из доклада исполняющего обязанности главы МВД Марата Суталинова, особой меткостью ни охранник, ни наемники не отличались.
«К водителю подошел киллер и произвел четыре выстрела. В ответ водитель открыл огонь из личного оружия и произвел шесть выстрелов». В водителя попали две пули, он тяжело ранен, в киллера, судя по отсутствию следов крови, не попала ни одна.
Пока водитель и убийца выясняли отношения, «с правой стороны машины подошел второй киллер и произвел выстрелы в депутата», — сообщил Суталинов. Интересно, что в этой перестрелке, произведенной, если верить министру, буквально в упор, остались живы все, кроме Сурабалдиева. Спокойно пристрелив контрольным в голову раненого депутата, убийцы на глазах у застывших от ужаса горожан скрылись с места преступления на белом «Мерседесе» с госномером 40–58.
На месте преступления было обнаружено 13 гильз, предположительно от пистолета Макарова. «Следствие предполагает, что шесть выстрелов произвел водитель депутата, а семь выстрелов произведены из оружия нападавших», — сказал Суталинов.
Имя Сурабалдиева хорошо известно любому киргизу, и, как у одного из крупнейших предпринимателей страны, у него было масса врагов.
Сурабалдиев возглавлял Ассоциацию предпринимателей Киргизии, созданную для связи бизнеса с властью, наподобие Российского союза промышленников и предпринимателей. У ассоциации даже было второе название — Совет предпринимателей при президенте. Совет насчитывает более 200 юридических лиц и свыше тысячи коммерсантов по всей стране. По киргизским меркам Сурабалдиев был влиятельным бизнесменом: он владел одним из крупнейших авторынков Бишкека.
Новой власти было за что не любить Сурабалдиева. Во-первых, он поддерживал партию «Вперед, Киргизия!», которую возглавляет дочь экс-президента республики Бермет Акаева.
От этой партии он и избирался в парламент. А в дни захвата власти оппозицией в марте этого года Сурабалиев занял самую невыгодную по отношению к революционерам позицию. Он возглавлял одну из ассоциаций дзюдоистов Киргизии, и именно он 24 марта организовывал и выводил на центральную площадь Бишкека несколько сотен так называемых белокепочников, которые пытались помешать штурму Дома правительства. Правда, усилия «белых кепок» действия не возымели и их быстро оттеснили с площади.
После захвата власти оппозицией бизнесмен не сдался и стал чуть ли не главным разжигателем погромов в Бишкеке. Нынешний министр иностранных дел Кыргызстана Роза Отунбаева прямо обвиняла в этом депутата. «За погромами стоят люди народного депутата и криминального авторитета Сурабалдиева», — говорила она. Действительно, все принадлежащие Сурабадалиеву и его друзьям торговые центры странным образом уцелели. Сам депутат, естественно, назвал выдвинутые против него обвинения клеветой: «Если кто-то меня в чем-то обвиняет, то пусть докажут это в судебном порядке!»
У убитого хватало недругов и в самом парламенте. Когда Сурабалдиев приносил присягу депутата член партии «Ата-Журт» Болотбек Шерниязов и один из лидеров партии коммунистов республики Исхак Масалиев покинули зал заседания нового парламента Киргизии в знак протеста. Болот Шерниязов, уходя из зала, заявил: «Я не могу работать в бандитском парламенте!»
В связи с убийством Сурабалдиева парламент Кыргызстана созвал чрезвычайное заседание, куда пригласил министра внутренних дел. Однако в своем отчете министр не сообщил ничего обнадеживающего. Он признал, что «несмотря на большое количество очевидцев и свидетелей убийства, у правоохранительных органов нет точных данных о нападавших». Также ничего пока не принес и объявленный план «Перехват», и блокирование всех выездов из города. Милиционеры пока не нашли «Мерседес», хотя известен даже его номер. Тем не менее и.о. главы Службы нацбезопасности (СНБ) Киргизии Таштемир Айтбаев обнадежил депутатов заявлением, что убийство депутата может быть раскрыто в самое ближайшее время, не пояснив, на чем основано подобное предположение.