Не каждый принимаемый Думой документ сопровождается специальной промо-акцией. К рассмотрению закона «О казачестве» на Охотном ряду открыли специальную выставку. Она была посвящена столетию главного казачьего писателя Михаила Шолохова. На стены повесили декорации казачьих хуторов и фотографии из жизни станиц, как с Шолоховым, так и без. К началу обсуждения закона в коридорах парламента появились казаки и казачки в традиционной одежде.
Пока они прогуливались по Госдуме, депутаты пытались понять, что ожидает казаков с принятием документа. Надо сказать, что с 1993 года российский парламент пытался узаконить казачество уже девять раз. Во время каждой попытки обсуждались весьма серьезные вопросы: о предоставлении казакам земли и права на ношение оружия.
Но все инициативы депутатов потерпели неудачу. В результате последний проект закона был написан уже в Кремле – идея исходила от советника Путина по вопросам казачества, героя чеченской кампании Геннадия Трошева.
В настоящее время граждане России, считающие себя казаками по происхождению или совести, с точки зрения права существовали благодаря указам президента. Смысл первого указа, подписанного еще Борисом Ельциным, состоял в том, что эти люди признаются пострадавшим от коммунистических репрессий народом и могут возрождать традиционный уклад жизни. Другими указами президент предоставил казакам право проходить воинскую службу в казачьих соединениях и организовал в своей администрации управление по вопросам казачества.
С принятием закона у казаков в принципе останется все то же самое, но не у всех. Докладывавший депутатам суть законопроекта представитель президента в парламенте Александр Косопкин сообщил, что уже сейчас в Государственный реестр казачьих обществ внесено порядка 673 тысяч человек. 35% из них взяли на себя обязательства по несению государственной службы. В стране также действует около 20 кадетских корпусов с «казачьим компонентом». И всем им пришла пора придать серьезный статус.
В Государственный реестр включены Волжское, Терское, Сибирское, Забакайльское, Уссурийское казачье общества. Всех, кто в государственный реестр не включен, то есть негосударственных казаков, после принятия документа можно считать вне закона.
«Правильных» казаков ждут права и обязанности. Реестровые казаки смогут проходить военную службу в соединениях, которым присвоены традиционные казачьи наименования, участвовать в мероприятиях МЧС, помогать наводить правопорядок и охранять государственную границу. Законопроект обязывает российских казаков организовывать патриотическое воспитание и вести воинский учет призывников. Президент своим указом будет определять форму казачьей одежды, знаки различия, чины и удостоверения казака. Служба казаков будет финансироваться из федерального бюджета. Ни про оружие казаков, ни про землю в законопроекте пока ничего не сказано, но это не значит, что ко второму чтению в него не будут внесены соответствующие дополнения. Пока закон легко уместился на трех страницах. Косопкин заявил депутатам, что президентские юристы стремились, с одной стороны, дать казакам какие-то права, но с другой — не сделать их отдельным сословием.
Содокладчик Косопкина, депутат-единоросс Степан Шоршоров сообщил, что в целом отзывы на документ положительные, но есть и отрицательные, например, от Общероссийского союза казаков. «А почему союз казаков против?» — поинтересовалась независимый депутат Валентина Савостьянова. «Да они говорят, что закон короткий, надо хотя бы страниц сорок, но мы и из-за одной страницы спорим», — пояснил докладчик.
«Такой закон обрезанный, — возмутился независимый депутат из Ростовской области Леонид Иванченко. — Он ничего для казаков не дает. В нем ничего не сказано о казачьих общинах, которые готовят казаков к службе и требуют потом отчета от них, ничего не сказано о казачьем самоуправлении, о том, что такое казачий круг, который решает все вопросы».
По мнению Иванченко, закон продавливает президентское окружение, потому что оно обещало такой документ уже очень давно.
Тем не менее депутаты приняли его в первом чтении абсолютным большинством голосов: «за» проголосовали 389 парламентариев. Сразу после этого многие народные избранники отправились из зала на казачью выставку смотреть выступления казачьего хора и танцоров. Около фотографий станиц одиноко прогуливался казак в форме. Он представился корреспонденту «Газеты.Ru» подхорунжием Игорем. «Я не знаю, что за закон приняла Госдума, — сказал казак Игорь, — но хорошо, что приняли хоть что-то. Может быть, это придаст нам какой-то смысл, а то все воспринимают казаков как ряженых». «Видите, мы даже погоны не имеем право носить», — пожаловался подхорунжий. С погонами, судя по принятому тексту, теперь будет легче.