Иск 13 чеченцев, задержанных в 2002 году грузинскими пограничниками, был рассмотрен на вчерашнем заседании Европейского суда по правам человека в Страсбурге. Подавляющим большинством голосов (6 против 1) жюри удовлетворило поданный иск частично. В частности, не было удовлетворено ходатайство о том, что еще отбывающие свои сроки чеченцы должны быть выпущены из российских тюрем, не удовлетворено требование признать незаконной экстрадицию и арест.
Несмотря на эти «но» вердикт по делу с рабочей формулировкой «Шамаев и другие против Грузии и России» — юридический провал и для Москвы, и для Тбилиси.
По приговору Россия должна выплатить семи осужденным чеченцам по 6 тыс. евро – в качестве компенсации за моральный ущерб (судьи сочли, что чеченцам отказывали в надлежащей юридической защите и использовали при их допросах методы силового воздействия). Российскую сторону признали виновной также в отказе сотрудничать со Страсбургским судом и обязали выплатить 1580 евро в бюджет Совета Европы. Эти деньги были потрачены европейскими следователями, разбиравшимися с деталями дела на месте, то есть на российско-грузинской границе.
Грузинской стороне придется заплатить истцам еще большую сумму – 80,5 тыс. евро («за бесчеловечное и унижающее обращение с задержанными», а также за отказ в праве на эффективную адвокатскую помощь и индивидуальное рассмотрение дела). Как сочли в Страсбурге, чеченцев допрашивали в Грузии с помощью электрошокеров и дубинок.
Чеченцы, победившие Россию и Грузию в Страсбурге, широко известны, хотя их имена ничего и не говорят широкой публике. Их история гремела в 2002 году, в период обострения российско-грузинских отношений, вызванного обвинениями Москвы в адрес Тбилиси в том, что в Панкисском ущелье скрываются чеченские террористы. Все боевики были задержаны с оружием грузинской погранслужбой на границе. Россия объявила, что все 13 человек являются активными участниками банды ныне уже покойного полевого командира Руслана Гелаева и разыскиваются Москвой за нападение на село Галашки в Ингушетии.
Грузины некоторые время противились выдаче чеченцев, требуя от Москвы доказательств их причастности к терроризму. В итоге лишь пятеро из задержанных грузинской стороной чеченцев (Шамаев, Адаев, Азиев, Хаджиев и Виситов) были впоследствии экстрадированы в Россию и осуждены здесь в общем не на самые большие сроки. Дело в том, что российской прокуратуре не удалось доказать, что задержанные вели боевые действия против российских войск. В итоге 10 лет тюрьмы (за переход государственной границы и участие в незаконных вооруженных формированиях) получил лишь боевик Ризван Виситов. Остальные четверо — от полутора до шести лет.
Еще двое боевиков были освобождены в Грузии (выяснилось, что они грузины по национальности), но в феврале 2004 года снова арестованы, на этот раз уже в России. Как следует из пресс-релизов Европейского суда, они в настоящее время содержатся в тюрьме предварительного заключения в Ессентуках. Остальные гелаевцы были выпущены на свободу после быстрых процессов в грузинских судах.
На решение Европейского суда никак не повлиял тот факт, что суды в Грузии и России признали чеченцев участниками незаконных вооруженных формирований. Сомнений в причастности чеченцев к бандформированиям не возникло и у самого Страсбургского суда. Суд отметил, что две страны нарушили базовые права человека, должные применяться абсолютно ко всем гражданам.
Несмотря на наложенные на Россию и Грузию штрафы, конечно, важно, что Страсбургский суд удовлетворил иски родственников гелаевцев лишь частично. В пресс-релизе Европейского суда сообщается, что жюри отклонило большую часть исковых жалоб на том основании, что они выходят за пределы компетенции суда. Напомним, что истцы требовали признать незаконным сам факт задержания чеченцев на российско-грузинской границе и их последующую экстрадицию из Грузии в Россию.
Российские власти в последнее время все чаще проигрывают дела в Европейском суде, который, видимо, решил наказать Москву за отход от международных правовых норм.
Несколькими днями ранее в том же суде дело против России выиграла Тамара Рохлина, обвиняемая в убийстве своего мужа, депутата Государственной думы Льва Рохлина. Рохлина жаловалась на чрезмерно долгий срок предварительного заключения, а также затянутый срок судебного процесса в России. В итоге суд обязал российские власти выплатить ей денежную компенсацию. В начале этого года дело против России выиграли шестеро чеченцев (Магомед Хашиев, Роза Акаева, Медка Исаева, Зина Юсупова, Либкан Базаева и Зара Исаева), обвинявшие российских солдат в совершении убийств без суда и следствия, а также в других преступлениях, совершенных в 1999-2000 годах. Все эти люди проживают в настоящее время в Ингушетии. Европейский суд по правам человека объединил жалобы в три разных дела. Суд признал нарушение нескольких статей Европейской конвенции по правам человека и присудил выплатить истцам от 10 до 25 тыс. евро за моральный ущерб.