На этот раз смерть Ясира Арафата, о которой в последние дни журналистам уже несколько раз объявляли анонимные источники, подтверждена официально. Около семи утра по Москве, когда в Париже было пять, к репортерам, дежурившим у входа в госпиталь «Перси» в пригороде Кламар, вышел главный военный врач Франции Кристиан Эстрипо. Он был краток и сказал только, что Арафат скончался в 3.30 утра по местному времени. Потом пришло официальное заявление из Палестины. Ближайший помощник палестинского лидера и член кабинета министров Саеб Эрекат, находящийся в Рамалле, сказал: «Официально он объявлен мертвым». Затем в «Перси» отправился Жак Ширак. «Я только что узнал о кончине палестинского лидера Ясира Арафата, первого избранного президента Палестины. Я выражаю искренние соболезнования его семье и его близким», — говорилось в письменном заявлении президента Франции.
Поскольку по французским законам врачи не имеют права публично сообщать о диагнозе своих пациентов, что помимо старости стало причиной смерти Арафата, так и осталось неизвестным.
В последние дни из слов медиков и соратников палестинского лидера, приезжавших к нему в больницу, было понятно, что надежды на выздоровление нет. Хотя Суха Арафат всеми силами пыталась не пускать к мужу посетителей, все знали, что Арафат жил только благодаря системе искусственного жизнеобеспечения. Вчера стало ясно, что ему остались считаные часы, а уже ночью пресс-секретарь Арафата Набиль Абу Рудейна, срочно приехавший из Парижа в Каир готовить похороны своего шефа, сообщил, что у него начали отказывать жизненно важные органы. «Почти все органы, кроме сердца, перестали работать. Оно все еще бьется», — процитировало Рудейну агентство Reuters.
В Каире, где Арафат учился в университете, а по некоторым данным, и родился, пройдут только траурные церемонии, а похоронен палестинский лидер будет на Западном берегу реки Иордан в Рамалле.
Там в своей резиденции «Муката», окруженной израильскими войсками, Арафат безвыездно провел последние три года. В Рамалле уже началось строительство мавзолея. Провести церемонию прощания с палестинским лидером прямо там оказалось невозможно. Израильские войска не пустили бы в Палестину прощаться с Арафатом представителей большинства арабских государств, с которыми Израиль находится в состоянии войны.
Что касается западных стран, то многим из них предстоит сейчас решить сложную дипломатическую проблему. Направить в Каир делегацию на церемонию прощания с человеком, которого Израиль не без оснований объявил террористом, — это смелый шаг. С другой стороны, Арафат все-таки был борцом за свободу, а иногда и миротворцем, за что в 1994 году получил Нобелевскую премию. Пока главы государств ограничиваются соболезнованиями палестинскому народу. Помимо Ширака заявления по поводу кончины Арафата уже сделали Тони Блэр и Владимир Путин, назвавший его «авторитетным политическим деятелем международного масштаба, который посвятил всю свою жизнь справедливому делу палестинского народа, борьбе за реализацию его неотъемлемого права на создание независимого государства, сосуществующего с Израилем в мире, в рамках безопасных и признанных границ». Что касается Израиля, то оттуда ехать на похороны Арафата собираются только пацифисты, которые уже попросили на это разрешения спецслужб.