Глава комитета Виктор Гришин начал заседание комитета с того, что рассказал про цель президентского законопроекта. Цель эта – «совершенствование правового поля в части укрепления государственной власти Российской Федерацией». Затем г-н Гришин заявил, что инициатива президента вызвала буквально цунами одобрения в регионах – почти все отзывы, что пришли в комитет с мест, поддерживают своевременную и очень полезную инициативу Владимира Владимировича Путина.
Отрицательный отзыв оказался только один – из Чувашии, но подробно на нем останавливаться, конечно же, не стали, упомянули о самом факте и тут же забыли.
Не оказалось содержательных замечаний к законопроекту и со стороны большинства членов комитета. Некоторые попытки «улучшить идеи Путина» были, но их тут же пресекал присутствовавший на заседании полпред президента в Думе Александр Косопкин – он вежливо объяснял активистам, почему их идеи не могут быть реализованы. Так, Светлана Смирнова («Единая Россия») настаивала, что в законе о назначении губернаторов должны быть квалификационные требования, которые предъявляются к кандидатам в губернаторы. «Допустим, опыт работы в органах власти, высшее образование. А то получается, что главой региона может стать даже человек без высшего образования», — предложила она. Косопкин тут же заявил, что подобные новации не актуальны для законопроекта. «Мы решили не прописывать эти требования детально, чтобы не загонять правоприменителя в узкие рамки. — Президент берет на себя всю ответственность за кандидата, уже когда представляет кандидатуру законодателям, значит, он берет ответственность и за его квалификацию и за то, каким он будет хозяйственником. Этого достаточно», — закрыл тему Косопкин.
Другой единоросс Борис Виноградов предложил ограничить срок действия закона 10 годами, вспомнив о том, что о таких сроках говорил недавно глава ЦИК Александр Вешняков. «Это можно обсудить, но сегодня я бы не стал вносить такую поправку, — отмел и это предложение Косопкин. — Срок действия закона будет зависеть от обстановки в стране, политической и криминогенной».
— Я прекрасно понимаю, что закон внесен в условиях войны. И буду вносить такую поправку. Вот предыдущий полпред Александр Котенков был грамотным юристом, — подколол представителя администрации депутат Виноградов. — Так вот он говорил, что закон после принятия только лет через пять-семь институционализируется в сознании, еще года три действует.
Но война с терроризмом может идти семь-десять лет, но не может же продолжаться бесконечно! Я беседовал с людьми в регионе, они говорят, что когда-либо хотели бы все-таки получить право избирать губернаторов.
— Тут уж бытие определяет действительность и то, как будут действовать законодатели, — философски заметил полпред президента. — Сроки действия сможем всегда рассмотреть, — поставил точку и в этом вопросе Косопкин.
— А вот есть положения, которые не ясно, как трактовать, и есть ли такие понятия в юриспруденции? Как следует из законопроекта, президент может в любую минуту снять губернатора в связи с «ненадлежащим исполнением своих обязанностей» или «в связи с утратой доверия к нему». А если губернатор исполняет свои обязанности надлежащим образом, но из доверия вышел, или наоборот? – поинтересовался депутат Валерий Сергиенко («Родина»).
— О доверии есть положение в Конституции, касающееся правительства. Ему Дума выражает доверие или недоверие, — начал рассказывать глава комитета Гришин, — и потом уволенный губернатор сможет судиться с президентом. Там есть положение, что можно подавать иск в Верховный суд, выяснять, в связи с какой формулировкой его уволили.
— Да, да, а в случае с правительством по Конституции даже мотивации не требуется. Просто может выразить недоверие, — кивал Косопкин в знак поддержки. — Аналогичная терминология используется и в Конституции. Там записано, что Госдума может выразить недоверие правительству, но подробно это никак не расшифровывается.
Вот людям, знакомым с производством, известно, как директор завода может снять начальника цеха, а может назначить. Так же и в этом законе: пусть не так быстро, но достаточно оперативно предлагается.
Члены комитета с аналогией согласились.
— А может президент утратить доверие к главе региона, если губернатор перешел в другую партию? – продолжал не понимать Сергиенко.
Полпред президента Александр Косопкин явно хотел поскорее прекратить эту бесцельную дискуссию. «Если президент берет ответственность за предоставление кандидатуры губернатора, значит, он и определяет «утрату доверия», — поставил он точку в дискуссии.
Но тут полпреда президента ждало выступление главного оппозиционера законопроекта. Депутат Владимир Рыжков насчитал сразу несколько нарушений Конституции и перечислил депутатам целый пакет поправок, без которых законопроект, по его мнению, принимать нельзя. Сначала Рыжков просто зачитал преамбулу к Конституции, в которой отмечено, что Россия — многонациональная страна, в которой соблюдаются принципы «равноправия и права на самоопределение».
— А предложения, где главы субъектов оказываются в административном подчинении от главы государства, противоречат Конституции, — обосновал Рыжков. — Кроме того, законопроектом нарушаются часть 2 статьи 32, в которой отмечается, что «народ имеет право выбирать и быть избранным», и статья 10 Конституции, где утверждается независимость органов власти в регионах.
Завтра, конечно, губернатор будет встроен в административную систему, но регион – это все-таки не завод и не фабрика, как вы предлагаете нам считать, — оппонировал Рыжков к полпреду Косопкину.
Предложения Рыжкова свелись к следующим положениям.
Альтернативность кандидатов в губернаторы
«Надо дать как минимум право местным законодателям вносить свою, альтернативную, кандидатуру. Принимать решение депутаты также должны большинством, двумя третями в тайном голосовании хотя бы».
Запрет на роспуск заксобраний
«Надо запретить роспуск законодательных собраний, или оставить эту норму только по решению суда, как есть это право у президента сегодня».
Срок действия врио губернатора – четыре года
«Если президент, несмотря на несогласие парламента, все же назначает врио губернатора, то надо установить срок его действия. Не может же он работать до бесконечности. Кроме того, надо установить пределы работы и назначенных губернаторов. На мой взгляд, логично дать им право занимать эту должность два раза по четыре года».
Оставить право снимать губернаторов только по представлению мотивированного обвинения Генпрокуратуры в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления
«Сегодня в законе есть такая норма, но в президентском законопроекте предлагается снимать губернаторов по обвинению в совершении просто преступления. Так мы дойдем до абсурда: курицу задавил, что его сразу снимать с должности?»
Последнее предложение Рыжкова заключалось в том, чтобы дать возможность регионам прислать более полные поправки к тексту и дать на рассмотрение закона месяц. Однако, по словам Виктора Гришина, 16 ноября в Госдуме пройдут парламентские чтения и все предложения будут автоматически считаться поправками. Остальные депутаты с этим согласились и поддержали законопроект. Голосами 14 депутатов (против проголосовали трое) законопроект был рекомендован палате к принятию. Принимать его в первом чтении Госдума будет уже 29 октября.