Предварительные слушания по возобновленному делу группы спецназа под командованием капитана Эдуарда Ульмана назначены на 20 октября этого года. Первое заседание, на котором будет решаться, в каком составе суда будет рассмотрено дело, проведет назначенный судья Станислав Жидков. Следуя нормам УПК, судья должен будет удовлетворить ходатайство подсудимых о назначении суда присяжных.
Таким образом, судьбу спецназовцев уже в третий раз будет решать коллегия из 12 граждан.
Напомним, четверо военнослужащих войсковой части 87341 капитан Эдуард Ульман, лейтенант Александр Калаганский, прапорщик Владимир Воеводин и майор Алексей Перелевский обвиняются по статьям «убийство» и «превышение должностных полномочий». Согласно материалам уголовного дела, 11 января 2002 года в Шатойском районе Чечни группа военнослужащих ГРУ, под командованием Ульмана, находилась в разведке в рамках операции по поимке или уничтожению полевого командира Хаттаба и его сторонников. Предположительно боевики должны были передвигаться на автомобилях УАЗ или «Нива». Когда на трассе появился УАЗ-3151 спецназовцы уже успели проверить несколько машин. Водитель автомобиля на приказ военных машину не остановил, а, наоборот, увеличил скорость. Тогда спецназовцы открыли стрельбу. Как позже говорил Ульман: «Сработал чисто профессиональный инстинкт». Автомобиль проехал недалеко, так как военные остановили машину, пробив из снайперской винтовки колеса. В результате этого обстрела один человек был убит и один ранен. Всего в машине оказалось шесть человек, жителей близлежащего села. Спецназовцы оказали раненым первую медицинскую помощь, а параллельно связались с руководителем операцией, чтобы узнать, что делать дальше, ведь пострадавшие оказались мирными жителями. Адвокаты на суде рассказали, что между командиром группы Эдуардом Ульманом и начальником состоялся такой диалог:
— Капитан, у тебя шесть «двухсотых» (убитых – «Газета.Ru»), - сказал Ульману начальник.
— У меня один «двухсотый» и один «трехсотый» (раненый — «Газета.Ru»), - поправил его руководитель группы.
- Ты не понял, капитан, у тебя шесть «двухсотых».
Военные были вынуждены выполнить приказ: все пассажиры были расстреляны, а, затем, автомобиль был сожжен. В итоге когда сгоревшая машина была обнаружена, в ней нашли тела пятерых мужчин и одной женщины. Еще через два дня, когда группа под руководством Ульмана вернулась на базу, всем военным было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий.
Расследование и судебные разбирательства продолжались довольно долгое время. Защита сразу взяла линию, что «военнослужащие не имели права не подчиниться приказу командира». Таким образом, подсудимые свою вину признавали, но настаивали, что они выполняли свое боевое задание. Более того, рассказывалась версия, что не сразу погибли все шесть пассажиров «УАЗа» - убить всех приказал начальник, с которым Ульман связался по рации и обрисовал ситуацию. Суд с участием присяжных начался в октябре 2003 года, но 20 января 2004 года судья Александр Каргин признал судебное разбирательство недействительным, объявив о решении набрать новую коллегию присяжных заседателей – по сути, с этого момента процесс начался заново.
В итоге 29 апреля 2004 года коллегия присяжных оправдала всех обвиняемых, посчитав, что военнослужащие действовали в рамках предоставленных им полномочий.
Через две недели, 11 мая, Северо-Кавказский окружной военный суд огласил приговор: процессуальные издержки в размере 898 тысяч рублей должны быть компенсированы из государственного бюджета, а исковые заявления родственников погибших оставить без рассмотрения. Также спецназовцам было дано право подать иск к Минобороны России с требованием восстановления их по службе, выплаты всех положенных компенсаций, а также возмещения морального и материального вреда, который был нанесен подсудимым и их репутации. Таким решением были возмущены не только сами участники процесса со стороны обвинения. В Чечне это вызвало бурю протестов среди населения республики и журналистов. Немалое удивление приговор суда вызывал и у экспертов: фактически, присяжные установили вину подсудимых, но признали их невиновными – по мнению юристов, такое «юридический казус» был связан с незнанием Уголовного кодекса представителями общественности.
Далее, родственники погибших подали кассационную жалобу в Верховный суд России, который 26 августа отменил оправдательный приговор. Правда, причиной признания приговора местных судей недействительным стало не само незаконное оправдание (оспорить вердикт присяжных невозможно), а неправильно сформированный состав присяжных. По решению ВС, дело направили на новое рассмотрение в Северокавказский окружной военный суд с иным составом присяжных – фактически в третий раз это дело будет рассматриваться заново.